10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Идейно-смысловая нагрузка образа Гали в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?»
В браке разбойника и проститутки родилась девочка - чистая, нетронутая. Как воплощение народных представлений о красоте, душевное здоровье, моральную чистоту изображена Галя в романе. «Полевой царевной» назван ее в романе, и читатель сразу представляет всю прелесть девушки. Писатель сравнивает ее с перепелкой, белочкой, причудою, что заворожила парня. Искренняя, веселая улыбка на устах, добрые бархатные глаза, вся небольшая, вьюнка фигура «полевой царевны», как в зеркале, отражают ее внутренние качества, основные черты характера девушки. Схематичность образа проявляется в ее портретной характеристике. Автор изображает ее такой красавицей, которая выглядит инородцем в воровской среде.
В образе Гали автору наиболее повезло отразить человеческую сторону человека: высокие моральные качества, благородные человеческие чувства.
Живет Галя со своими родителями на хуторе, далеко от деревни, от людей. Кроме своего дома она не знала другой среды, других людей. Однако ее взгляды на жизнь в корне отличаются от взглядов ее родителей, Корточках. Она не поддалась тлетворному влиянию родителей, не восприняла огидливих рис нездоровой социальной среды, нашла в себе силы осудить преступное общество во главе с Цепкой и ее отцом, назвав свой дом тюрьмой, адом, в котором она мучилась, волновалась: «Ты думаешь, - потом немного, снова начала Галя - ты думаешь - легко мне смотреть на жизнь отца побік с жизнью добрых людей!.. Сиди, как в тюрьме, на запоре... Наступит вечер - целая толпа пьяных людорізів валит в избу...».
Она стремится покинуть это гнездо, уехать в другой край и честно, мирно работать, ее мучает, что она - розбишацька дочь, носит награбленное, знает, живет рядом с убийцами, бездельники: «Это все, что на мне, - все грабоване! Ты думаешь и не давит оно меня? Как кто рукой за горло душит, выпирает дух из меня... Еще день - сяк-так, победишь... А ночью ляжешь спать, то и мерещится тебе: будто лезет кто, кричит: «Оддай мой платок!..» - и тянет за волосы... «Оддай мое ожерелье!.. - да и хватает холодными, как лед, руками за шею... Ты думаешь... легко оно мне носить его, - это рубище?., легко?! И как схватит со зла руками шелковую юбку, так и рознизала от подола до самого состояния...», ее все время мучают мысли о тех людях, добро которых она носит. Для нее «лучше голой ходить, чем мучиться в «тюрьме», в которой она живет».
Клеймо всех ее переживаний лежит на ее лице, чувствуется в поведении, в пении. Внешне она кажется веселой, а на душе - беспокойство и тревога. Речь Гали тихая, кроткая, поэтическая, как и ее нрав. Она не говорит, а щебечет, как ласточка».
По характеру она ласковая, добрая, спокойная. Она просила Цепкую покинуть общество, разбойное жизни и примкнуть к честной труда: «- Нет, подожди! Покинь!.. - А то я сама задавлю тебя своими руками... - истошно лепечет она, обвив его шею руками, и обдавая горячими поцелуями». Она пыталась вместе с Цепкой прожить честно: с большим облегчением покидает родную семью, и выбирает нелегкий и честный достаток Чіпчиної семьи. Она мечтает завести свое хозяйство, купить волов, ибо они смирные, тихие: «И все у нас будет тихо, мирно: ни брани, ни ссоры, никогда...» - такой идеал, конечная цель стремлений Гали.
Все в ней оживало в руках, везде она давала строй, порядок сама круг хозяйства ходила, возле печи хлопотала, матери не допускала: «Галя сама круг хозяйства ходила: круг коров и овечат и возле печи - везде сама: Мотри и не подпускала».
Свекровь не могла нарадуватись на Галю: «Как ты вошла к нам, то языков праведное солнце вступило в хату, словно нам глаза развязала, мир покрыла розовым цветом...». А Христя, встретившись с Галей, сразу с ней подружилась. Первые ее слова были о ней: «То уже что богатая и красивая, а приветливая, и вбачлива до каждого».
Итак, Галя была как луч солнца среди грязного жизни Чипки. Она протянула ему руку спасения, сделала все, чтобы спасти любимого. Не жалела своих сил ради Корточках. Старалась всегда быть рядом с ним. Но Цепкая не смог оценить всего того, он все же вернулся к своего общества. Галя пыталась его поддерживать, ради него она вошла в это общество воров и бродяг тихим «ангелом - спасителем», пыталась научить ожесточенные харцизяцькі души, пьяные председателя любви к людям, к их мирных обычаев, к раз заведенного тихой жизни».
Пожив некоторое время с Цепкой и почувствовав свое бессилие исправить положение, она поняла, что ее золотые надежды на тихую, счастливую жизнь безжалостно разбились о твердый мур несокрушимой воли мужа, что она попала из огня да в полымя и страдания ее, следовательно, стали неизмеримо более тяжелыми, невыносимыми: «Она видела - сердце ее правду говорило, что не вдержать уже ей Корточках возле себя, что ему осточертела такая жизнь - не удовлетворяло его... И она тихо-тихо, втайне от Чипки, украдкой плакала... Она действительно не была «счастливой, не принесла и Чепцы счастья».
Чіпчиною поведением Галя была доведена до отчаяния, и нужен был еще один моральный удар, чтобы жизнь ее отбросило на грань безумия и смерти. Таким губительным ударом было не только зверское убийство Чіпчиною розбійницькою ватагой семьи Хоменко и арест Корточках, Галя увидела, что вместе с Цепкой угас тот последний луч надежды, который иногда согревал женскую разбитую душу, - пропало то в любимого человека, что ее величало, поднимало, украшало, несмотря на все теневые стороны ее жизни, - исчезло само воплощение правды.
Если она раньше искренне верила в доброту Чіпчину, в его гуманность, в то, что он только ровняет господ и бедноту «свое отбирает у богачей, то теперь она вдруг поняла, интуитивно почувствовала, что действия Чипки не является правдой жизни. Увидев связанного мужчину и «об'юшену кровью девочку: «Так это и правда?! Вот она!!!» - вскрикнула не своим голосом и неистово залилась безумным смехом.
«Правда» - это главное, опорное слово в виправдальній философии Корточках. Из уст Гали перед смертью узнаем, что она с отчаяния повесилась, это слово звучит с особой силой, ибо то ужасное разбой, к которому он прибегает, не является никакой «правдой». И отчаянный крик доброго сердца, и трагическая гибель ее является протестом против Чіпчиної несправедливости.
В образе Гали я вижу гармоничное сочетание физической и нравственной красоты человека, воплощение искренней доброты и сердечности, нежности чувств и женской верности и дружбы.
Образ Гали является ярким примером нарушения взаимосвязей генетического кода человека и его личности. Это нарушение автор использует сознательно, пытаясь утвердить человека как наивысшую ценность земного бытия. Конечно, тот факт, что Галя формируется, как добрая, честная, правдивая женщина в грязной воровской среде противоречащую законам реализма, но оправдывается авторским замыслом, его пожеланиям противопоставить образ Гали образа Чипки подчеркнуть, что человек в любой ситуации должна становиться выше своих эмоций.
|
|