Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Новаторство поэмы «Сон» Т. Г. Шевченко

1844 года Т. Шевченко написал поэму «Сон». Это его первая политическая сатирическая поэма. Автограф попал в III отдел, когда поэта арестовали. Во время следствия на него было обращено особое внимание как на произведение, полное «противозаконных и возмутительных мнений». Печатание поэмы запрещалось вплоть до 1905 года, но она распространялась в рукописных списках, один из которых попал во Львов. Туту 1865 году она была впервые надрукова.

При написании поэмы «Сон» Шевченко не имел литературного образца, поэтому за стилем, жанром, композицией и, главное, за идейно-художественным направлением и силой обобщения была произведением новаторским.

В подзаголовке автор назвал «Сон» «комедией», имея в виду сатирический характер отражения действительности творении, его антицарской и антикрепостническое направление и то, что в нем, как и в «Божественной комедии» Данте, речь пойдет об аде, только не о библейском, а о земном.

За основными жанровыми признаками «Сон» - лиро-эпическое произведение, основное внимание в котором уделено изображению гостроконфліктних ситуаций, переживаний. В силу основного материала изображения и ведущего идейного направления - осуждение царизма как политического врага - поэму «Сон» справедливо называют политической поэмой.

Своеобразие построения произведения (а он состоит из введения и трех картин сна, в которых автор видит себя в полете над Украиной, потом переносится в Сибирь, а затем оказывается в Петербурге) заключается в том, что автор таким образом имеет возможность показать всю панораму общественной жизни XIX в.

Т. Шевченко привлекает смех как прием уничтожение, отрицание, острого высмеивания и глумления над миром зла и насилия (такой знищувальний, обличительный смех именуем сатирой), подпитывая его особенно хлесткой, злой насмешкой, то есть сарказмом. С язвительным сарказмом изображен кульминационный эпизод поэмы - прием в царском дворце, «парад» блюдолизів и сцену «генерального мордобития». Подбирая нелестные эпитеты, сравнения («чудо-царица, языков и цапля между птицами», царь с царицей «как сычи надутые»). Чтобы усилить такое впечатление от административно-политического олимпа самодержавной России, поэт до сцены мордобития - звучной политической метафоры - добавляет гротескную заключительную сцену, где реальное сочетается с нереальным, фантастическим: «диво дивное случилось на свете». От крика царя исчезают под землю и челядь, и блюдолизы, а сам владыка, деспот с медвежьей осанкой, напоминает бессильный и смешной котенок. И этот сатирический символ содержал в себе поразительную по силе информацию - могущество царизма обманчива, она держится на угнетении. И тот, кто пирует в то время, когда под забором «опухла ребенок, голоднее мре», будет наказан -- такой высший суд: высшая правда. Такой разоблачительной силы и такой глубины политической мысли украинская литература еще не знала.

Перед читателем проходит целая галерея образов, которые помогают четче очертить низость господствующего класса. Это «несчастная вдова» Украина, «повита красою», где заплатанную свитину с калеки снимают, и не просто снимают, а «шкурой», где единственного сына забирают у вдовы и отдают его в войска. А от покрытки, что «побираться с байстрям ковыляет» отрекшиеся отец и мать. Кто может защитить этих обездоленных? А в Сибири мучается «царь свободы» - обладатель того «духа истины», о котором говорится в эпиграфе к произведению: «Дух истины, его же мир не может при пяти, яко не видит его, ниже знает его».

Итак, «комедию» своего существования, подчеркивает Шевченко, самодержавно-крепостнический строй будет продолжать до тех пор, пока народ не пробудится к активной деятельности, не познает «дух истины», не почувствует всю величие и непобедимость своих скрытых сил.