Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Художественная стилистика пьесы М. Кулиша "Патетическая соната"
П"еса М. Кулиша "Патетическая соната", по единодушному мнению исследователей, действительно исключительное явление в русской драматургии как попытка соединить в единое целое движение, музыку, слово. Свое название произведение получил от одноименной знаменитой сонаты великого Бетховена.
Материалом для произведения послужили бурные события революции и гражданской войны 1917-1919 годов. По своей сути они так соответствуют настроению сонаты-настроения исканий, поражений и побед! В центре действия - образ талантливой пианистки Марины, которая на рояле дает "светлый размышление бунтарского духа", а в обыденной жизни под именем Чайки отстаивает самостоятельную Украину. Игрой девушки восхищается поэт и мечтатель Илья Юга, который трепетно любит ее, "верит в Петрарку и вечную любовь". Он сам учится играть на геликоне, стремясь достичь таких высот мастерства, чтобы гасить звезды на небе. Его духовной сонатой становится путь от мечтаний к очищению и искуплению. Неравнодушен к музыке и отец Марины - добрый, искренний и немного смешной Ступай-Ступайченко, который колеблется в своих идейных убеждениях - к какому же лагерю предстать: самостийников, социалистов или большевиков. Однако он твердо знает, что хочет видеть Украину свободной, независимой? "Пусть и советская - была украинская республика: на красном две стьожечки выть - желтую и голубую. В своем увлечении всем национальным старый учитель думает, что автор "Патетичної сонаты" должен был бы быть украинцем, а на возражения дочери упрямо отвечает:" Значит , мать была украинка".
Таким образом, образность и мотивы "Патетичної сонаты" предопределяют композицию пьесы, ее ритм и тональность. Построение произведения своеобразная. Автор признается, что это воспоминания его романтического друга, ныне уже покойного Ильи Юги. Его "я" - главное лицо пьесы, композицию которой составляет дневник героя, его письма к любимой, лирические отступления.
Сто тридцать писем написал юноша к Марине и уничтожил их, потому что никак не осмелится пересечь то небольшое пространство, что разделяет их жилища. Когда же молодой влюбленный мечтатель решается переступить порог заветных дверей, то видит офицера, который на коленях просит у девушки посвящения в рыцари и целует край ее платья. Для Илька рушится мир:"Даже солнце на небе уже не солнце, а какой-то оранжевый пластырь на ране. Везде воспаление и боль". Марина , как и каждая молодая девушка, верит в необычное любви, ждет его. Но естественное влечение своей души она подчиняет идеи, и ее сердце склоняется к Андре пероцького, который только делает вид, что болеет за Украину: "Поэт, возможно, завоюет твою душу, целый мир, но ни одного километра территории, моя Жанна Д"Арк..." Во время восстания большевиков Илько спасает Андре во имя своей вечной любви. Но это было роковым шагом: молодой Пероцький забывает о своем обещании служить свободной Украине, он принимает участие в белогвардейском мятеже. Аврам расстрелян, Зинько также, Настя сошла с ума. Власть переходит к большевикам - Марину арестовывают, она погибает от руки Илька Юги. погибает и сам поэт. Погибает учитель Ступай-Ступайченко, в передсмерті мгновения рассуждая - с какой стороны пуля. Этот калейдоскоп смертей творит не только трагический пафос пьесы, но и подчеркивает мысль драматурга о том, что его современник - фигура глубоко трагическая, которая не может самореализоваться в условиях существующей системы. М. Кулиш убежден: нет на свете таких идей, которые бы приравнивались стоимости человеческой жизни.
Другая стилизованная признак пьесы заключается в том, что речь ее персонажей напоминает музыку-интонациями, ритмами, подтекстом. Например, монолог Ильи: "Вы играете сегодня что-то новое, что именно - не знаю, но эта музыка наверняка же о юноше, мчащимся конем степями, ищет страны вечной любви. Там в голубых окнах девушка одинокая: левую бровь немножко ломит, как улыбнется, глаза голубые..."
Своеобразным - символическим - есть время и пространство пьесы. Действие происходит от пасхи до Пасхи (за исключением последних эпизодов "Патетичної сонаты", лишенных временно-пространственной конкретики).
П"еса М. Кулиша осуждает приоритет классовых ценностей над общечеловеческими, осуждает общество, основанное на крови, слезах, руини.
|
|