Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Эдипов комплекс в творчестве Ивана Нечуя-Левицкого

Характер и мировоззрение Левицкого сформировались еще в детстве. Убеждение писателя бесспорно влияли на создание персонажей его произведений. Чтобы понять основные причины поведения героев, которых писатель «вылепил» из разнообразия собственного душевного жизни, стоит изучать его жизненный путь.

В автобиографии писатель подал очень ценный фактаж, который указывает, что главным событием в детстве Левицкого, которая наложила отпечаток на всю жизнь писателя, стала смерть его матери. Идя по теории Эдипова комплекса и размышлениями В. Подмогильного можно увидеть, что мать для Левицкого стала «надцінною субстанцией, объектом поклонения». Всю жизнь Левицкий искал женщину, похожую на мать, но так и не нашел, прожив холостяком. За все годы он пронес любовь к ней и остался верен ее памяти. Поэтому до конца жизни, как самую дорогую святыню, уважал и берег он все, что в определенной степени касалось его матери. Только первое девственное чутье и нерушимая верность гробу матери давала ему сил, через все годы питала его дух.

Неисправимый следует Эдипова комплекса стал причиной создания галереи женских образов. Присущие им черты характера, портрета, создавались писателем сквозь призму памяти матери И. Нечуя-Левицкого.

Крестьянки, работницы, попадьи - все они не имеют счастья в семейной жизни, хотя именно они являются этому причиной. Бурлачка есть дітовбивцею, попадья - развращена, а Кайдашиха - сварливой женщиной, через которую нет счастья в трех семьях.

Почти в каждом произведении у Левицкого женщина или не пользуется авторитетом в семье («Кайдашева семья»), или живет пресыщенным жизнью («Старосветские батюшки и матушки»), или становится дітовбивцею («Бурлачка»). Для Левицкого не существовало понятия «счастливой семейной жизни». Он прожил холостяком, не найдя женщину, хоть чем-то похожую на идеал, которым для Левицкого была его мать. И эта «обида» на женщин вылилась в созидании их негативных образов.

В произведениях Левицкого присутствует крах женщины-хранительницы семейной жизни, домашнего очага. Все женские образы созданные как бы в противовес матери Нечуя-Левицкого.

Пейзажи Надросся также является отражением Едипівської структуры характера. С Нечуя-Левицкого. Поскольку Рось была тем Местом, где витал дух его матери, где маленькому Левицкому было хорошо рядом со своей любимой ненею, она выполняет в произведениях писателя роль матери-природы. Поэтому Левицкий раз-в-раз возвращался в своих произведениях к изображению природы родного края.

Описывая природу писатель не просто раскрывал психологическое состояние своих героев, изображал определенную среду. С помощью пейзажей Левицкий передавал все свои подсознательные чувства и желания, и в те моменты, когда бессознательное писателя, трансформируясь, через сознание отражалось в описаниях природы, пейзажи становятся «ключиками» к раскрытию подсознательных желаний писателя. Поскольку реальную мать Левицкому заменила мать-природа, он так тщательно и особенно точно выписывает природу Надросся.

Некоторые события, в частности убийства в творчестве Нечуя-Левицкого также связанные со смертью его матери (детоубийство Василисой, смерть Омелька Кайдаша).

Левицкий считал, что его мать умерла от родов, а причина появления детей на свет - отец. Отождествляя сына Василисы с рожденными Анной Трезвінською близнецами и Омелька Кайдаша со своим отцом, писатель, лишая их жизни, совершает акт мести за свою умершую мать.

Создавая каждый новый образ, подсознательное Левицкого напоминало о умершую мать и влияло в литературе на создание художественных персонажей. Как следствие - появлялись женские образы положительные или отрицательные, в зависимости от того, на сколько было удовлетворено libido писателя. Художественные образы не случайно созданы. Все они в определенной степени связаны с жизнью Левицкого, с его подсознательными желаниями, которые были следствием Эдипова комплекса писателя. Итак, обострение Эдипова комплекса является основным критерием создания художественных образов в прозе И. Нечуя-Левицкого.