Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Сочетание реального и фантастического в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма»

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко - зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать народным языком не только смешное, но и о серьезном. Это было актом исторического значения, который доказал зрелость и художественное совершенство украинского языка.

Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу в пору ее национального возрождения.

Произведения писателя никого не оставляли равнодушным. Простых людей эти произведения захватывали до слез, потому что повествовали об их жизни, рассказанные к тому же правдиво, с сочувствием.

Художник в совершенстве знал украинский быт, фольклор, народную демонологію и органично использовал этот материал в своих торах. Один из них - «Конотопская ведьма» - повесть, в которой реальное и фантастическое сплавлены авторому целостную картину.

События разворачиваются в городке Конотопе, власть которого представляет сотник Микита Уласович Забрьоха, который «более тридцати счета не знал, а казака ни однісінького в лицо не знал и не понимал, кто из них Демко, а кто Процько».

Советчиком сотника является Прокопий Григорьевич Пистряк, «суть сотенный конотопский писарь», человек хитрый и корисливий. их старшинування отмечалось полным произволом.

Реальную власть имел писец, без его неважного знания грамоты господин сотник чувствовал себя беспомощным.

Яркими картинами предстает перед читателем жизнь Конотопа, отношения между его обитателями. Мысли сотника заняты сватовством к хорунжівни Елены, потому что она «девка здоровая, молодая, дородная... Свой хутор. Лесок, млынок». В «искренний приятель пана сотника» писарю обидевшись на Забреху через случай с Хворостиной, мечтает сместить его с должности и подговаривает не выполнять приказ полковника.

Фантастические события начались с того, что сотник, вместо выполнить приказ начальства и вести казаков в Чернигов, с бухты-барахты принялся спасать мир от засухи. За народными представлениями, вызвать засуху могло ведьмино колдовство. Начались поиски чиновницы. Список подозреваемых составил Григорьевич, выбирая неугодных.

Истопив немало девушек, обнаружили ведьму, старую Евдокию Зубиху. Ведьму описана достаточно подробно, согласно народным представлениям: «как в день, то и старая, а как солнце заходит, так и молодеет», ходит ночью «доить по селу коров, овечати, коз, собак, кошек, а по болотам лягушек, ящериц, гадюк». Эти фантастические описания вплетаются в реальный сюжет событий, и в отношении к ним проявляется скудоумие сотника и корысть писаря.

Забрьоха и Пистряк блестяще выполнили задачу: спасли край от засухи, избили старую Евдокию розгами. Ведьма пообещала возвращены дождевые облака, но затаила зло на «гаспидського Забреху» за публичную позор.

Неизвестно чем скорее вызваны дальнейшие события - происками ведьмы или фантастической непутевостью Забрьохи с Пістряком. Они, каждый в отдельности, решили - раз в деревне есть ведьма, почему бы не использовать и поздравления в своих целях. Писарь, обиженный случаем при подсчете казаков, хотел занять место своего сотника, а Забрьоха мечтал о хорунжівну Елену.

Вдатна на выдумки, ведьма получила прекрасную возможность отомстить, так и сотник, и писарь готовы были исполнить любые ее приказ. Евдокия годилась им помочь. Отец-сотник на радостях воскликнул: «велели Конотоп сжечь, так вместе с четырех концов и зажгу...».

Конотоп удивлялся непонятном поведении своего сотника, и его с писарем в конце концов за дурачество и «полеты в теплые края» сняли с должностей. А Зубиха, наведя чары на Забреху, женила его не с Еленой, а с лысой, кривой на глаз, кособокою и коростявою Солохой.

С помощью ведьмовских чар Евдокии герои обнаружили свою истинную сущность. Они показали, что готовы использовать любые средства для достижения своей цели. И ведьминские колдовство не могут помочь в решении реальных жизненных проблем, если человек неспособен помочь им сама Хорунжівна Елена, которая тоже обратилась к ведьме, вступила в брак со своим избранником господином Халявським, но «хоть и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию, за ее репейники, и косточки сушеной лягушки, так оно все и пало прахом».

В повести много фантастического, с чарами и оборотнями, с любовной ворожбой и літанням на метлах. Однако среди сказочных событий не теряются реальные проблемы человеческой жизни, сложность человеческих отношений

Квитка-Основьяненко использовал фольклорный и мифологический материал для более яркого выявления ограниченности и своеволия «власть имущих», их карьеризма и жадности.

Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство великое сокровище - бурлескно-реалистичную, сатирическую повесть «Конотопская ведьма».