Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС РОМАНА А. ГОНЧАРА «ЗНАМЕНОСЦЫ»

Украинская культура имеет прочные гуманистические традиции. Корни этого гуманизма в мировоззрении нашего народа, в тех морально-этических принципах, которыми он руководствуется на протяжении веков и которые отстаивает как крупнейшие свои духовные святыни. Мощный гуманистический струя пронизывает творчество Григория Сковороды и Тараса Шевченко, Леси Украинки и Ивана Франко, Павла Тычины и Александра Довженко. Среди украинских писателей, чье творчество наснажена глубокой любовью к человеку, верой в ее нравственную силу и красоту, почетное место занимает Олесь Гончар (1918-1995).

Писатель родился в заводском поселке Ломівка на окраине Днепропетровска. Детство его прошло на Южной Полтавщине, в слободе Сухой, в семье дедушки и бабушки. После смерти матери, что совсем молодой ушла из жизни, мальчика воспитывали ее родители. Бабушка Ефросинья Євтихівна стала для Саши первой советчицей и другом, она воспитала в нем любовь к людям, научила видеть и ценить красоту. Олесь Гончар вспоминал о ней: «В ее ласковой людинолюбній натуре, в ее образе как бы воплощалось для меня все лучшее, что есть у нашего народа: трудолюбие, честность, правдивость, безграничная доброта, одаренность. Эта вечная труженица, эта темная, неграмотная, но исключительно отзывчива к чужому горю женщина своей широкой человечностью стоит для меня рядом с теми, чьи творения нас захватывают и кого мы называем их деятельность настоящими гуманистами. Без нее, наверное, я не стал бы писателем».

После окончания Бреусивськои семилетки Гончар работал в редакции одной из районных газет Полтавщины. Вскоре было трехлетнее обучение в Харьковском техникуме журналистики и непродолжительная работа в областной молодежной газете. в 1938 г. он поступает на филологический факультет Харьковского университета. Закончил обучение Олесь Гончар уже после войны - в Днепропетровском университете.

Литературное дарование писателя проявилось рано. Еще учась в школе, он писал коротенькие рассказы, стихи, заметки, которые печатались в районной, областной и республиканской прессе. Сразу после войны Олесь Гончар начинает писать произведение, критики позже назовут «одним из самых ярких образцов героико-романтического эпоса о великой победе в великой войне с фашизмом». Это был роман-трилогия «Знаменосцы». В последующие годы один за другим появляются новые произведения Гончара: повести «Земля гудит» и «Бригантина», сборника новелл, дилогия «Таврия» и «Перекоп», романы «Человек и оружие», «Циклон», «Тронка», «Собор», «Берег любви», «Твоя заря».

Писатель никогда не был равнодушным к жгучих проблем современности. И в своих художественных произведениях, и в публицистических выступлениях, и в литературно-критических работах он последовательно отстаивал общечеловеческие ценности, боролся за Украину, за самосознание украинского народа. в 1991 г. увидела свет книга публицистики Олеся Гончара «Чем живем. На путях к украинского возрождения». Собранные в ней выступления, статьи, интервью, предисловия проникнуты глубокой заботой об экологической ситуации в Украине, мораль общества и отдельного человека, состояние украинского языка и культуры.

Творчество Олеся Гончара - незаурядное явление в духовном бытии нации. Его новеллы, статьи и романы публиковались в 76 странах мира. За большие заслуги в развитии художественной и научной мысли Международный Биографический центр признал его «Всемирным интеллектуалом 1992-1993 годов».

Роман-трилогия «Знаменосцы» начал свое триумфальное шествие в литературе с 1946 г. Олесю Гончару было тогда всего 28 лет. Произведение написано бывшим солдатом, который прошел войну с первых и до последних ее дней, стал участником ожесточенных боев, свидетелем человеческих страданий, мужества и героизма, проявленных его боевыми побратимами.

Через много лет, вспоминая о том, как появилась у него мысль написать книгу о «величии нашего народа», Олесь Гончар написал в своей статье «Писательские размышления (Как писались «Знаменосцы»)»: «Вскоре после форсирование Тисы погиб на венгерской земле мой близкий друг, храбрый офицер, любимец нашей минометной роты. Я очень тяжело переживал потерю друга. Была война, смерть подстерегала в воздухе, и все-таки этой потерей я был поражен, я не мог с ней примириться. «Если только останусь жив, я напишу о тебе!» - думал я, подавленный горем и отчаянием».

Каждого, кто прочтет «Знаменосцы», не может не поражать яркая романтическая приподнятость произведения. Роман-песня, роман-поэма, роман-сказание - по-разному определяют исследователи жанровое своеобразие этой грандиозной эпопеи. Нынешнее прагматичное поколение видит в этой праздничной торжества, романтической приподнятости нехватка жизненной правды. Чаще, чем когда-либо прежде, стали говорить о чрезмерной идеализации героев, украшения жестокой военной действительности. Но не надо забывать, что поставленная писателем первостепенная задача - возвеличивание подвига армии, победившей фашизм, - требовало и соответствующего художественного воплощения. Не надо забывать также, что в романтизме Олеся Гончара ярко проявилось национальное художественное мировосприятие, типичными чертами которого являются эмоциональность, пафосная открытость, духовность, сосредоточение внимания на необычного, драматических ситуациях, сильных, героических характерах. О том, какой должна предстать война в художественных произведениях, много лет назад написал в своем «Дневнике» Александр Довженко: «Войну в искусстве надо показывать через красоту, имея в виду великость и красоту человеческих поступков персональных на войне. Всякий другой показ войны лишен всякого смысла».

Роман «Знаменосцы» - это произведение глубоко человечный.

По мнению М. Наєнка, главный замысел трилогии заключался в осмыслении автором по крайней мере двух актуальных не только для послевоенного времени жизненных проблем: «красоты верности» и «освобождение человека». Первая проблема конкретизируется через образ одного из главных героев романа Юрия Брянского, прототипом которого был фронтовой друг Олеся Гончара. Юрий Брянский пользовался в своей роте непререкаемым авторитетом. Смелый и храбрый воин, он отдал свою жизнь за победу над врагом. Брянский погиб в бою за безымянную высотку 805 в Альпах, освобождая народы Европы, порабощенных германским фашизмом. После трагической гибели роту, в которой он был командиром, назвали именем Брянского, отдавая тем самым дань уважения мужеству и смелости этого благородного человека.

Именно в уста своего любимого героя вкладывает Олесь Гончар взволнованные слова о красоте настоящей любви, красоте и верности: «._я рад, что родился таким - единолюбцем - есть ли такое слово? Если нет, то пусть будет, - потому что именно это єдинолюбство делает меня богатым и сильным. Вот почему я и говорю, что высшая красота - это красота верности. Люди, которые набрасываются на все, которые разменивают свои чувства направо и налево, по-моему, в конечном счете должны чувствовать себя нищими».

Герои Олеся Гончара живут «в мире злом и холодном», в мире, полном ужасов и абсурда человеконенавистничества. Спасительной опорой для них становятся вера с человека, в силу его разума, высокость духа. Они стремятся к красоте во всем - в любви, в верности этой любви, в гармоничных человеческих отношениях. Понятие «красоты верности» приобретает в произведении гораздо более широкое звучание, чем просто верность любимому или любимой. Это одновременно верность своему долгу, боевому побратимству, Отчизне:

«- Все, все мы отдаем тебе, Родина, - сказал он (Брянский. - Прим, авт.) каким-то странным голосом ни к кому. - Все! Даже наши сердца. И кто не узнал этого счастья, этой красоты верности, тот не жил по-настоящему».

Через всю трилогию проходит гуманистическая идея «освобождения человека». Освобождение от фашистской нечисти, собственной озлобленности и мстительности. Нелегко было нашим воинам на войне. У многих из них погибли от рук врага родные, близкие. Лейтенант Сагайда, который потерял родителей, потерял где-то на дорогах войны сестру Зіну. жил только мыслью о мести, горячо возненавидел он всех, кто жил на немецкой земле под немецким небом. Растоптать, уничтожить все, к чему прикасались руки убийц, - таким было самое пылкое желание Сагайды. С каждым днем все ближе и ближе приближаясь к Германии, лейтенант обещает, что она «еще заплачет кровавыми слезами», что «все здесь перетопчемо». Юрий Брянский сделал все для того, чтобы убедить Сагайду, что высшее предназначение армии и солдата - быть справедливым, гуманным, быть освободителем, идти к народам Европы не с ненавистью, а с любовью в сердце. «Любовь движет армии вперед. Мы - не дикие лошади, чтобы все топтать», - убежден он. И лейтенант Сагайда со временем тоже приходит к выводу: «Это же счастье - любить людей».

Запоминается в романе полковой разведчик Козаков. Полным смертельных опасностей было его фронтовой жизни. Уходя в тыл врага, выполняя важные задания командования, он каждую минуту рискует собой. Поправившись после ранения, Козаков «в своих трофейных сапогах с низкими голенищами, в которых он казался немного розкарячкуватим», убегает из госпиталя. Он не желает отлеживаться в постели, когда его часть перешла границу. Мужественный и смелый человек, Козаков стремится воевать, действовать, ведь он не из тех, кто войну собирался пересидеть в тылу. Душа его не очерствела от войны, не привыкла к крови, а наоборот - увиденные ужасы помогли ему глубже осознать цену человеческой жизни и страданий. Именно Казакову принадлежат прекрасные слова: «Хорошо спасать людей! Лучше, чем убивать!»

Сегодня по-разному оценивают события нашей истории, вместе с тем и истории второй мировой войны. Наверное, не все так просто в ней, как нам казалось еще несколько лет назад. Но и нельзя просто забыть, перечеркнуть те жертвы, которые понесли народы бывшего Советского Союза в борьбе с немецкими фашистами. Украинцы и белорусы, россияне и казахи, грузины и эстонцы - все они шли в Европу не как захватчики, ими руководили любовь и сострадание к порабощенных фашистами людей, стремление спасти их, пусть даже и ценой собственной жизни. Более 280 тысяч наших воинов погибли за свободу венгерского и чешского народов, 600 тысяч сложили свои головы за освобождение Польши.

В одной из своих статей Олесь Гончар написал:

«Фашизм был воплощением зла повсеместного, самого ненавистного, он угрожал самой твоей человеческой сущности, предсказывается гибель твоей нации, твоей языку, истории, угрожал покоренным народам неизбежным исчезновением, рабством и онімеченням, тем-то не только героические натуры, но и каждый, кто осознавал всю безмерность опасности, вынужден был откликнуться на зов долга, как откликнулись миллионы твоих соотечественников.

Упрощенно и крайне несправедливо было бы изображенных в произведении людей представлять фанатиками Сталина, бездумными исполнителями его деспотической воле. Конечно, никто не мог знать того, что во всем объеме откроется народам страны через несколько десятилетий... еще далеко было до нынешних дней очищения, когда все мы узнаем истинные масштабы злодеяний, о сфабрикованные процессы, о разгуле произвола и беззакония, которыми ничем не ограничена сталинщина, диктатор и его опричники навеки запятнали себя. Нанесенные обиды болели, души у многих кровоточили, и этим не заглушить было в людях голос совести, чувство высокого долга, готовность защищать родную землю, отстоять свое самое дорогое».

А вот еще одно свидетельство фронтовика, ныне архитектора О. Силина:

«Наше командование и воины прилагали всех усилий, чтобы спасти население оккупированных стран и их духовные ценности, - избегали лобовых атак и штурмов городов, применяли обходные маневры, оттягивали вражеские силы на оперативные просторы и т.д. Но для фашистов уничтожение национальных достояний было запрограммированной акцией, что они ярко и продемонстрировали в таких столичных городах, как Будапешт, Братислава, Вена и Прага.

Фашисты превратили Прагу в свою последнюю твердыню на оккупированной земле Чехословакии. Чувствуя, что им не удержаться и за стенами средневековых замков, они обрекли красавицу Прагу - город десятков театров, библиотек, музеев, институтов и трех академий - на гибель. Столица страны должна унаследовать судьбу Лидице, что, как и английское Ковентри, стало синонимом тотального уничтожения. В Праге заминировано было все: древние монастыри и соборы, уникальные библиотеки, архитектурные комплексы, усыпальница королей. Не прошли фашисты улиц, музеев и отдельных домиков, которые издавна стали национальными святынями народа. Двойной веса взрывчатка была заложена в все 12 мостов Праги. Спасти город могли только решительные оперативные действия - и оно единодушно восстало. Однако смельчаки способны были долго противостоять вышколенным гитлеровским дивизиям и их технике. Тогда, преодолевая расстояние и преграды, на помощь Праге помчались танкисты - гвардейцы маршала П. С. Рыбалка. Вследствие этого молниеносного и могучего удара Прагу была спасена..»

Наши солдаты и офицеры не думали о подвиге, когда спасали от гибели сотни пленников разных национальностей, когда, освобождая от фашистов Прагу, Краков или Варшаву, беспокоились, как не повредить древние архитектурные сооружения этих прекрасных городов, когда, забыв о мести, кормили голодных людей в самой Германии. Но это и был настоящий гуманизм, настоящий нравственный подвиг людей, которыми двигала любовь, а не ненависть, добро, а не зло.

Чтобы спасти жизнь граждан Будапешта, капитан Илья Остапенко вместе с другими переговорщиками идет на переговоры с врагом. Мужественные люди были расстреляны взбесившимися от бессильной ярости фашистами. Герой романа Саша Сіверцев в разговоре с Евгением Чернишем восхищается подвигом переговорщиков:

«Представляешь себе, среди страшного побоища, собственной рукой поднять вдруг знамя гуманности, почувствовать, что ценой одной своей жизни даришь жизнь сотням тысяч детей, матерей, спасаешь от истребления музеи, храмы, парки, мосты...»

Болит сердце у Саши Сіверцева не только за разрушенный Петергоф, за осквернены пушкинские места, за Эрмитаж. Ему хочется, чтобы сохранились памятники в Будапеште: «- Проклятые, проклятые! - с болью воскликнул Сіверцев, приподнимаясь. - От Пушкина до Дуная!.. Везде рвут, жгут, уничтожают!.. А послушать их - только и слышишь: цивилизация, культура, прогресс!»

Оставляя невредимыми каштаны в одном из кварталов Будапешта, солдаты беспокоятся о том, чтобы дети городской окраине дышали чистым воздухом: «Может, ваша малышня, играя после войны под этими зелеными деревьями, спом'яне и нас незлым, тихим словом. Так, товарищи? - Так! - отозвалась огневая. - Так!

И старший лейтенант приказал поднять минометы выше, поставить их в самом доме, напротив окон. Минометами в такой позиции каштаны не мешали».

По словам М. Наєнка, наши бойцы не просто освобождали от фашистских захватчиков порабощенные земли Восточной Европы, «...цель у них шире: борьба за истинную свободу каждого человека». И поэтому они вызволяют прикованного фашистами до пулемета смертника-хорвата, дают приют венгерскому художнику Ференцу, спасают жизнь узникам концлагеря, обреченным на смерть.

Изобразив в романе страдания, кровь, смерть, Олесь Гончар со всей силой своего таланта осудил войну и завойовництво как самые ужасные преступления, направленные против человечества, против каждого отдельного человека. И в этом - великий гуманизм писателя.

Герои его произведения полны решимости покончить с войной навсегда. Если бы Гитлер попал в руки солдат, они наказали бы его самым жестоким образом: пусть бы копал окопы во все осенние дождливые ночи до тех пор, «пока и захлебнулся бы тванюкою, сгнил в ней», или заковали бы в цепи антонесок, гитлеров, не давая им ни есть, ни пить, «пусть бы душегубы ели тот пепел наших сожженных домов... чтобы натерпелись той войны, чтобы никому не захотелось ее уже никогда!»»

Хома Хаецкий, выступая в парламенте перед мнимыми министрами, обращается к ним:

«- Министры... Эй, вы, министры! Идите-ка сюда, должен с вами беседовать. Буду своего допевнятись. ...знайте, что теперь Фома не захочет, чтобы вы снова гнули фашистскую политику и загибали ее на войну».

Символической является описанная писателем сцена пребывания Евгения Черныша в парламенте:

«Черныш стоял наверху в палате сенаторов, увитой белыми присмерками. Молча осматривал пышные украшения стен, скользя по ним рассеянным печальным взглядом и думая о тех далеких, потерянных по пути, которые шли и не дошли сюда. Он отчетливо видел их лица, слышал их голоса и сам уже в мыслях обращался к ним».

В словах Черныша будто слышится голос самого Олеся Гончара, который страстно обращается к поколений нынешних и грядущих:

«Вы не должны быть забыты никем: ни меняющимися политиками, ни дипломатами».

Произведение Олеся Гончара имел эпохальное значение как для литературного процесса, так и для подъема духовности нации. Анализируя жанрово-стилистические особенности романа, Николай Жулинский пишет:

«Пожалуй, Олесь Гончар не предполагал, что «Знаменосцы» предстанут перед миром в форме народного эпоса, в лирико-романтической тональности «Слова о полку Игореве» и словно древние славянские дружинники поднимут свои знамена за землю Русскую в новом освободительном походе их потомки - Хома Хаецкий и Юрий Брянский, Роман и Денис Блаженко, Евгений Черныш... «Ребята шли, как боги! Весь горизонт всіявся теми серыми «богами». Одни поднимались по пологим склоном, другие уже исчезали за холмом и словно входили в землю».

Простые обычные ребята, рядовые солдаты и офицеры, они не думали о том, что войдут в историю, что их назовут героями. Но сегодня мы называем их именно так, понимая, что победа в битве с фашизмом стала возможной благодаря многим известным и неизвестным героям. Пронеся через всю войну любовь к своему народу, не потеряв человечности, доброты, милосердия, не потеряв на дальних дорогах Европы чистоты и душевной открытости, они совершили настоящий нравственный подвиг, память о котором должна жить вечно.