Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ

(1918-1970)

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области (по тогдашнему административно-территориальному делению - Васильевская волость Александрийского уезда Херсонской губернии) в небогатой крестьянской семье. Отец его, Александр Емельянович, работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и зажиточных крестьянских хозяйствах. Принимал участие в руководстве кооперацией и местным колхозом, выступал в прессе как селькор, заведовал колхозной хатой-лабораторией, руководил трудовым обучением учащихся (с деревообрабатывающей дела) в семилетней школе. Мать будущего знаменитого педагога работала в колхозе. Вместе с мужем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали учителями.
Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке, где был одним из лучших учеников. Летом 1934 г. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском пединституте и того же года стал студентом факультета языка и литературы этого вуза. Однако из-за болезни 1935 г. вынужден был прервать учебу в институте. Семнадцатилетним юношей начал Василий свою практическую педагогическую работу. В 1935-1938 гг. он преподавал украинский язык и литературу в Васильевской и Зибківській семилетних школах Онуфриевского района. В 1936 г. Сухомлинский продолжил обучение на заочном отделении Полтавского педагогического института, где сначала получил квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а впоследствии и преподавателя этих же предметов средней школы (1938).
160
С 1938 г. и до начала Великой Отечественной войны Василий Александрович работал в Онуфриевской средней школе учителем украинской словесности, а через некоторое время - и заведующим учебной частью школы. Война внесла свои коррективы в размеренный ритм жизни: в июле 1941 г. Василия Александровича было призвано в войска. Окончив военно-политические курсы в Москве, получил воинское звание младшего политрука, а с сентября 1941 г. он - политрук роты в действующей армии. 9 февраля 1942 г. в бою за село Клепініно под Ржевом получил тяжелое ранение и более четыре месяца лечился в евакогоспіталях.
С июня 1942 г. до марта 1944 г. В. Сухомлинский работал директором средней школы и учителем русского языка и литературы в поселке Ува Удмуртской АССР. Весной 1944 г. Василий Александрович вместе с женой Г. И. Сухомлинской выезжает в Украину, в только что освобожденный Онуфриевский район Кировоградской области. В течение четырех лет он работал заведующим районного отдела народного просвещения и одновременно преподавал в школе. Именно в этот период Василий Александрович дебютирует в прессе - онуфриевской районке «Ударный труд» и областной газете «Кировоградская правда» со статьями на педагогические темы. Самая первая его публикация - «Перед новым учебным годом» - появилась 25 августа 1945 г. в «Ударной работы». 1948 г. В. О. Сухомлинского назначают, по его просьбе, директором Павлышской средней школы. Этим учебным заведением он руководил до конца жизни, двадцать три года в Павлыше стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности. Василий Александрович приложил немало усилий, чтобы преподнести заурядную сельскую школу на уровень лучших в тогдашнем СССР общеобразовательных учебных заведений, чтобы превратить ее в настоящую лабораторию передовой педагогической мысли и наиболее полно обобщить приобретенный опыт. И он достиг поставленной цели, прежде всего благодаря своей исключительной трудолюбию, постоянному творческому горению, твердой, бескомпромиссной требовательности как к себе, так и всего педагогического коллектива.
Начиная с 1949 г., Василий Александрович выступает не только в местной периодике, но и в республиканских и всесоюзных, а впоследствии и зарубежных изданиях. в 1955 г. он успешно защищает в Киевском государственном университете кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - руководитель учебно-воспитательной работы», а через год появляется его первая большая монография «Воспитание коллективизма у школьников».
В конце пятидесятых годов выходят в свет одна за другой такие фундаментальные труды В. Сухомлинского, как «Педагогический коллектив средней школы» и «Воспитание советского патриотизма у школьников». На высшую ступень своего педагогического творчества Василий Александрович поднялся в шестидесятые годы. Именно тогда с особой выразительностью и силой проявился его яркий и самобытный талант педагога-исследователя и педагога-публициста, именно в те годы он написал лучшие книги, статьи, художественные произведения для детей и юношества.
До самых главных, самых обстоятельных сочинений В. Сухомлинского, опубликованных с 1960 г., принадлежат: «Как мы воспитали мужественное поколение», «Духовный мир школьника», «Труд и нравственное воспитание», «Нравственный идеал молодого поколения», «Сто советов учителю», «Письма к сыну», «Родительская педагогика», «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» и особенно- «Павлышская средняя школа» и «Сердце отдаю детям» (1969). Последняя работа выдержала уже несколько изданий, она была удостоена первой премии Педагогического общества УССР (1973) и Государственной премии УССР (1974).
Уже после смерти талантливого педагога появились отдельными изданиями труда «Рождение гражданина», «Методика воспитания коллектива», «Разговор с молодым директором школы», «Как воспитать настоящего человека».
С 1957 г. В. Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. - заслуженный учитель РСФСР. В 1968 г. ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Того же года он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
2 сентября 1970 г. сердце Василия Александровича Сухомлинского перестало биться. Впрочем, физическая смерть не положила конец жизни его творческих достижений, не остановила его жертвенного служения школе, учительству, отечественной педагогической науке. «Человек, - любил повторять педагог, - рождается на свет не для того, чтобы исчезнуть безвестной пылинкой. Человек рождается, чтобы оставить по себе след вечный». Эти проникновенные слова можно и нужно отнести и к самому Василия Александровича, ведь именно они были тем категорическим императивом, которому всегда и везде следовал он в своем недолгом, но ярком и удивительно плодотворному жизни Педагога. Все самое ценное, созданное им, навсегда вошло в сокровищницу отечественной педагогики и национальной духовной культуры.