Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Иосиф Струцюк

(1934)

Иосиф Струцюк

Иосиф Струцюк Георгиевич - родился 17 июля 1934 года в селе Стрельцы на Холмщине (Польша). В ноябре 1944 года вместе с родителями депортирован в Запорожской области, а в 1946 году семья Струцюків переехала на Волынь в село Глинище Рожищенского района. Здесь учился в Глищенській начальной, Копачівській семилетней, Рожищенській средней школах. После окончания Луцкого государственного педагогического института имени Леси Украинки (1958г.) учительствовал в Белостокской средней школе, занимал должность научного сотрудника Колодяжненский краеведческого музея-усадьбы Леси Украинки и Волынского краеведческого музея, работал в местных газетах, редактором Волынского дома народного творчества, режиссером народной самодеятельной киностудии, возглавлял областную организацию Всеукраинского Общества "Просвіта" ім. Тараса Шевченко. Ныне - руководитель организации творческой молодежи "Лесин кадуб".
Член Национального Союза писателей с 1970 года. Лауреат литературно-художественных премий им. Агатангела Крымского, Богдана-Нестора Лепкого, "Благовест". Произведения переводились на польском, белорусском, русском языках.
Еще в юношеские годы Иосиф Струцюк определил свою земную дорогу, взяв с собой Богом данное ему дарование. Об этом в своей автобиографической справке с легкой иронией в частности пишет: "Поскольку в сполонізованій i частично зросійщеній Холмщине поэтов было не густо, а Митусе, который попал в немилость князя Даниила, жил давно, да и то аж в Перемышле, то мы с Владимиром Лучуком, который жил в селе Матче, что за 6 километров от Стрелков, договорились писать стихи. В противовес Станиславу Бжозовському, который перед нами скучал в родной Мазярні, мы решили писать по-украински, потому что именно так говорили наши родители, односельчане и почти вся восточная Холмщина. Признаюсь, что проникнуться украинской идеей было не трудно. Село очень певческое. И все же среди сотни песен выделял особенно те, где были такие риторические фразеологизмы: "Стрілецькая слава раздается по миру"; "Шли лучники к бою и в Галичину"; "А мы тую красную калину поднимем, а мы тую стрілецькую славу сохраним". Я был убежден, что то поют о моих односельчан, а следовательно и мой род, представители которого ходили с князем Романом за Вислу, а с его сыном гордо стояли на златоглавых Киевских горах. И хоть мой род с деда-прадеда тяжело гнул спину, все же был горд, потому что когда отрывал от земли глаза, чувствовал над родной церковью украинское небо, а на Пречистую шел до Холма, чтобы поклониться Чудотворному образу Холмской Богоматери. Богородица, Спас, Молитва - где еще так набожно называли села? Город Холм летописец назвал "Богом данное". Но кому? Летом 1651 года Ян Казимир со своим войском перед битвой молился перед иконой Пречистой Холмской Девы i победил под Берестечком. Впоследствии февраль палач украинского народа Стефан Чарнецкий, прижатый коалицией трех государств, вознес дрожащие руки к Ченстоховской (нашей Белзькоі) иконы - i навсегда победил могущественного гетмана Богдана". Когда в 1918 году холмщаки возвращались с "беженства" поляки на их глазах поджигали их дома. Дед Иосифа Георгиевича поселился с большой семьей в церковной колокольни, перезимовал, а весной "закопался" в землю. Отец показывал сыну место, где некогда стояла землянка. Дед Василий с девятью детьми и женой вернувшись из Казани, тоже не имел где жить. В Богутичах, Молодятичах начали гореть церкви. В Заборцях жгли храм, но австрийские солдаты потушили. В 1928 году в Павловичах разрушили церковь. В 1938 году не обошли Стрелков. Церковный староста пытался заступиись за святыню, но его оттеснили штыками. Тем старостой был дед. Струцюка Василий Вовчук. Майской ночи I943 года горело село Стрельцы. Горело первым на всю Холмщину, а всего за один год только в Грубешевском уезде их было сожжено более 50. Польские бандиты будто соревновались с фашистами и не без успеха. Об этом в романе "Гучва". В октябре 1944 года под тяжелый ритм колес, что расшатывали продырявленный пулями товарняк, семья Струцюків ехала на Запорожье. Национально сознательное село было депортировано первым из Холмищини. Эти события легли в основу повести "Цвет дикой шандры". А вскоре его земляки бежали от голода на Волынь, убегали в надежде вернуться на родные спалениська, построить дома и церкви. В июне 1946 года семь' я Струцюків поселилась на Волыни, где вокруг соревновались воины УПА с енкаведистськими бандами ("Стоход" "Коливо" и др.). Будущий поэт без особого энтузиазма учился в Копачівській семилетней и Рожищенській средней школах. После окончания Луцкого педагогического института учительствовал в селе Белосток, где ходил тропами Иова Кондзелевича, а в Колодяжном - тропами Леси Украинки. Потом был краеведческий музей и газеты в Луцке, народная самодеятельная киностудия в Киверцах. Там успел сделать до десяти стрічок. отмеченных на республиканских, всесоюзных и международных конкурсах. И где не работал - везде валил густой тень агентуры КГБ, что не было ничем оригинальным в той системе. О началах стихосложения Иосиф Георгиевич вспоминает: "Я писал о многом, но больше всего о борьбе воинов УПА. Писал украдкой, неразборчиво, торопливо, изредка приближаясь к мастерству. Первую сборку меня заставил выдать Владимир Лучук. Это был 1965 год, известный гонениями на творческую интеллигенцию. Зацепило и меня, но не очень. От той поры начал задумываться не только над тем, как писать, а и где прятать написанное. Это дало мне возможность сохранить какой-то задел. Тем, что в условиях подозрения i диктата не написал ни одного доноса и не был членом преступной организации, именуемой КПСС - горжусь, хотя понимаю, что это лишь рефлекс обыкновенной порядочного человека Не могу не отметить людей, которые заметили и ощутимо помогли мне в литературе. Это в первую очередь Лина Костенко, Николай Бажан, Николай Винграновский, Владимир Лучук. Поэтов уважаю многих, но для меня как украинца - ближайший Шевченко. Потому что он - вождь народа. Вождь - а не пророк. Пророк не должен бы произносить: "Погибнешь, згинеш, Україно, не будет знака на земле!" Это, конечно, зажорстоко даже для такого народа, который имел самых позорных в мире предателей и самых отвратительных лакеев. Кстати, и среди нашего несчастного литературы. Потому что никто так не обливал грязью наших национальных героев, как "инженеры человеческих душ", а публично покаялся только один". "Творчество Иосифа Струцюка часто сочетает фольклорные элементы с элементами поэтической школы, которую представляют лучшее Николай Винграновский, Иван Драч. Иосиф Струцюк - хрупкий художник, мыслящий полутонами, структуры его стихов не всегда открыты настежь, но того, кто войдет в них, ждет настоящая радость", - отметил Дмитрий Павлычко, а Михаил Стельмах так представлял когда творчество василий: "Действительно красное, действительно неповторимое слово! Так бы я кратко определил основу поэзии Иосифа Струцюка: В его важное исследовательское начало, основательное изучение родного края, истории, песни, природы помогло постичь глубин современности. С собственной песней вошел Иосиф Струцюк в украинскую поэзию". Насчет песни, то их И. Струцюк написал более 200 с такими известными композиторами, как А. Кос-Анатольский, А. Пашкевич, О. Билаш, А. Некрасов, В. Ліфанчук, М. Стефанишин, А. Сенютин и др., издал авторский песенник "Ты - мое терпкое песенное чудо", а также составил сборник народных песен Холмщины и Подляшья "Ты не погасла, звезда ясная". В конце жизнеописания он пишет: "Не мне оценивать свое творчество. Но я горд тем, что родился (помните!) на украинской земле. I когда исполняют гимн "Ще не вмерла України i слава, i воля" - я шепотом пророчествую: "Если бы кто-то там не бесился - не умрет уже Украина!".

Рекомендуемые произведения:
Аистов огонь: Стихи. - К.: Радуга, 1969
Гостинец от зайца: Стихи. - К.: Радуга, 1971
Я не шевчик и не кравчик: Стихи . - К.6 Веселка, 1973
Вареники: Стихи. - К.: Веселка, 1974
Июнь - месяц тишины: Рассказы и этюды. - Львов: Каменяр, 1980
Гомон Турового урочища: Повесть. - К.: Веселка , 1981
Бесконечная сказка: Стихи . - Львов: Каменяр, 1984
Романко и Трубач: Повести. - К.: Радуга , 1984
Иди , иди дождик: Стихи . - Дубно: Незабудка, 1992
Буб: Повесть. - Луцк: Надстир'я, 1996
Жайворінковий Пасху: Песни. - Луцк: 1999
Месть казацкая: Рассказы. - Луцк: „Вестник и К", 2003
Кукушкины башмачки: Стихи. - Луцк: Волынская областная типография, 2004
Идет в гости Николай: Поэзия. - Луцк: Твердыня, 2004
Крылатая цветочек: Сказки. - Луцк: Волынская областная типография, 2004
Лесной гость: Раскраски с считалками, загадками .-Луцк, Твердыня, 2005
Стоход :Роман. - Луцк:Волынская областная типография, 2004
Лунный зайчик:Стихи и драматические поеми.Т.1.- Луцк. Волынская областная типография, 2005
Воронько:Повести и рассказы. Т. 2.-Луцк. Волынская областная типография, 2005