Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-30-х ГОДОВ XX СТ.
ПРОЗА
НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Я (Романтика)

Посвящение: Цвітові яблони.

«Из далекого тумана, из тихих озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария. Я выхожу на безгранні курганы, прихиляюсь на одинокую пустынную скалу.

...Я одкидаю ресницы и вспоминаю... поистине моя мать - воплощенный образ той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков. Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична. (Это я хорошо помню!) И мой невозможен боль, и моя незносна мука теплеют в лампаде фанатизма перед этим прекрасным печальным образом».

Мать говорит, что я (ее мятежный сын) совсем замучил себя. Тогда я беру ее милую седую голову и кладу на свою грудь. За окном идут росистые утра и падают перламутры. Проходит моя буйная юность. Надвигаются две грозы, слышится глухая канонада.

 

И

Атака за атакой. Безумно напирают вражеские полки. И мысли мои до невозможности натянут провод. День и ночь я пропадаю в «чека» (ЧК-чрезвьічайная комиссия). Она расположена в доме расстрелянного дворянина. Там сохранилось все - вычурные портьеры, портреты княжеского рода. Слуги так же подают теперь уже нам вино.

На роскошном диване сидит вооруженный татарин и тянет свое азиатское «ала-ла-ла». Я - бандит за другой терминологией, інсургент - по второй. Я чекист, но я и человек. Когда в моем кабинете собирается черный трибунал коммуны, тогда из каждого закоулка смотрит настоящая и поистине ужасная смерть.

Мои товарищи ~ доктор Тагабат, Андрюша, третий - дегенерат (верный страж). У доктора Тагабата белая лысина и слишком высокий лоб. В дегенерата - низенький лоб, черная копа розкуйовдженого волос и приплюснутый нос. Он напоминает мне каторжника. Андрюша - с растерянным лицом. Ревком назначил его в «чека» против его хилой воли. Когда надо расписаться под постановлением «расстреливать», Андрюша всегда мнется и расписывается каким-то причудливым хвостиком, а не пишет свою фамилию.

Когда доктор Тагабат четко подписался под постановлением «расстреливать», меня внезапно взяла отчаяние. Этот доктор с холодным умом и с камнем вместо сердца, - это же он и мой безысходный хозяин, мой звериный инстинкт, которому я подвергся, не видя другого выхода.

Видимо, правда была за доктором, моим злым гением, а дегенерат, который, смакуя, всматривался в буквы, - палач с гильотиной. А впрочем, не ему я в моменты большого напряжения составлял гимны? И отходила от меня моя мать, прообраз загірної Марии.

Свечи таяли. К расстрелу приговорено шесть, на эту ночь достаточно.

Я шел пустынными улицами. Обыватели знают, что нас за три-четыре дня не будет, что напрасны наши контратаки. Вспоминаю, что на моей совести - шесть жизней. Нет, шесть сотен, шесть тысяч, тьма!

Я прихожу к домику, где живет моя мать, где пахнет мятой. Мать преклоняет мою голову, говорит, что я совсем себя замучил. Иметь завтра пойдет в монастырь и ей несносные наши тревоги и хищное вокруг. Я вздрогнул: «Хищное вокруг? Так думают только версальцев!» И уверяю себя, что никакой матери нет, это лишь фантом. Нет, неправда, моя мать является, и здесь я прячу от гильотины один конец своей души. Кому нужны мои переживания? Я настоящий коммунар. Неужели я не имею права отдохнуть одну минуту?

Наши отступают и на фронте, и в тылу - паника. Я и сам завтра брошусь в орудийный гул с батальоном юных фанатиков коммуны.

Но не меньше я нужен и здесь. Распространяются глухие наріканні может вспыхнуть бунт. Верные агенты шныряют по закавулках, и некуда уже сажать «этот винный и почти невинный обывательский хлам» Так: будут сотни расстрелов, и я сбиваюсь с ног.

Андрюша просит отпустить его на фронт. У меня вспыхивает злость: он не может, он хочет быть подальше от этого черного грязного дела? Кричу, что если еще раз так скажет, расстреляю и его.

Доктор Тагабат расхохотался и передал мне дело № 282. Стоит вой, что ухаживал расстрелы, от которых уклонялся не только Андрюша. а мы с доктором, пошел за подсудимыми. Потом привели монахинь, которые вели на рынке откровенную агитацию против коммуны. Я пробовал: через два часа их не будет! Вернулся и решительно сказал: «Расстреливать!» Вдруг увидел мать. Не галлюцинация? Доктор Тагабат хохочет: «Что. мама? Ты предатель коммуны! Сумей расправиться и с «мамой», как рас правился с другими!»

Я остолбенел. Наконец схватили и второй конец моей души. Меня теперь только одно право: «Никому, никогда и ничего не говорить, как раскололось мое собственное «я». Резко бросил, чтобы всех отвели в подвал, и вышел.

 

III

Это были невозможны минуты. Это была мука. Но я должен быть последовательным. Всю ночь разбирал дела, периодически вспыхивали короткие и четкие выстрелы: я выполнял свои обязанности перед революцией.

В обед пришел Андрюша и попросил разрешения выпустить мою мать, но я хохочу и прогоняю его.

Вечером южную окраину города было захвачено. Черный трибунал собирается к бегству.

Резко говорю доктору, что через час надо ликвидировать последнюю партию осужденных.

Через город идет молчаливая процессия - на расстрел. Я шел по до роге в никуда, а сбоку брели страже моей души: доктор и дегенерат.

Матери не видел, но чувствовал ее. Может, это ошибка? Может, надо сделать по-другому? Но это малодушие! Действительность, как стая голодных волков. Но и единственная дорога «к загірних озер неизвестной пре красной коммуны». «И я тогда горел в огне фанатизма и четко отбивал шаги по северной дороге». Доктор сказал, чтобы я делал, что хочу, со своей матерью.

Я достал маузер, подошел к матери, приклонил ее голову к себе выстрелил. Потом дико оглянулся. Побежал. Вернулся, упал на круге-а и поцеловал мать. И бросился к своему батальону. А среди мертвого степи, в дальний безвестности, горели тихие озера загірної коммуны.

 

Комментарий

В новелле «Я (Романтика)» изображена сложная и трагическая революционная действительность с кровью, смертью, насилием, грустью и потерей чего-то по-настоящему стоящего. Герой фанатично верит в будущее счастье «загірної коммуны», считая, что для достижения цели озволені любые средства, даже уничтожение тысяч и тысяч инакомыслящих. Душа героя колеблется в выборе добра и зла, раздваивается, темный, фанатичный сторону ее побеждает: герой ради верности идеалам эволюции, ради призрачных мечтаний казнит даже родную мать. Построенное на крови, как известно, не может иметь счастливого будущего.

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ

(1893-1933)

 

Николай Волновой родился в поселке Тростянец на Харьковщине (теперь Сумской области) в семье рабочего. Учился в начальной школе, в Богодуховской гимназии. В 1914-1916 годах воевал на фронтах Первой мировой войны, там сформировались его демократические убеждения. Начал писать. В тогдашней столице Украины Харькове был организатором литературных группировок «Гарт», «ВАПЛИТЕ», «Політфронт». Издает поэтические сборники «В электронный век», «Молодость», сборника новелл и рассказов «Синие этюды», «Осень».

В 1925 году писатель начал знаменитую литературную дискуссию о путях развития украинской литературы, по ориентации ее на «психологическую Европу» или «пролетарскую Москву». В его адрес посыпались обвинения, поэтому в 1927 году он вместе с Яловим и Предрассветным выступил в прессе со спокутувальним письмом и вышел из ВАПЛИТЕ. Выходят из печати «Сочинения в трех томах» М. Волнового. Зимой 1928 года писатель уехал за границу. В следующем году вышла его поэтическая книга «Предрассветные симфонии».

13 мая 1933 года, в свой день рождения, в присутствии друзей М. Хвылевый застрелился, оставив записку: «Арест Ялового - это расстрел целой Генерации... За что? За то, что мы были искренними коммунистами? Ничего не понимаю. За Генерацию Ялового отвечаю прежде всего я, Николай Хвылевой. Итак, как говорит Семенко, ... ясно. Сегодня прекрасный солнечный день. Как я люблю жизнь - вы и не представляете. Сегодня 13. Помните, как я был влюблен в это число? Ужасно больно. Да здравствует коммунизм. Да здравствует социалистическое строительство. Да здравствует Коммунистическая партия».

Такая ранняя трагическая смерть талантливого писателя была своеобразным протестом, которым он хотел остановить лавину репрессий, надвигалась.