ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Родился Василий Семенович Стефаник
14 мая 1871г. в с. Русе (ныне Снятынского района Ивано-Франковской
области) в семье зажиточного крестьянина.
1883г. Стефаник вступает в польской гимназии в
Коломыи, где с четвертого класса участвует в работе кружка гимназической молодежи.
Участники кружка вели общественно-культурную работу среди крестьян (в частности,
организовывали читальни).
Стефаник-гимназист начинает пробовать
силы в литературе. Из своих первых произведений Стефаник опубликовал без подписи только один
стих. В соавторстве с Мартовичем написал два рассказа: “Нечитальник” (1888)
и “Лумера” (1889).
В 1890г. Стефаник в связи с обвинением в
нелегальной общественно-культурной работе вынужден был оставить учебу в
Коломые и продолжить его в Дрогобычской гимназии. Там он принимал участие в
общественной жизни, стал членом тайного кружка молодежи, лично познакомился с
Франком, с которым потом поддерживал дружеские связи.
После окончания гимназии (1892) Стефаник поступает на медицинский
факультет Краковского университета. Однако, по признанию писателя, с той
медициной “вышло дело без ума”. Вместо изучения медицины он погружается в
литературная и общественная жизнь Кракова. Здесь существовало общество
студентов-украинцев “Академическая община”. Большинство студентов, которые принадлежали к
него, тянулись к радикальной партии. К ним присоединился и Стефаник. В студенческие годы он
особенно много читает, внимательно следит за современной литературой, сближается с
польскими писателями.
Стефаник-студент принимает активное участие
в общественной жизни родного Покутья, расширяет творческие контакты с украинскими
периодическими изданиями, активизирует свою деятельность как публицист. После
опубликования в 1890г. первой - “Жолудки наших работных людей и читальни” -
он в 1893 - 1899 гг. пишет и печатает в органах радикальной партии “Народ”,
“Хлебороб”, “Гражданский голос” и “Литературно-научном вестнике” ряд статей:
“Вече хлопов мазурских в Кракове”, “Мазурское вече в Ржешові”, “Мужики и
спектакль”, “Польские социалисты как реставраторы Польши od morza do
morza”, “Книга
за мужицкий пища”, “Молодые попы”, “Для детэй”, “Поэты и интеллигенция”.
1896 - 1897 гг. - время особенно
напряженных исканий Стефаника. Попытки его отойти от устаревшей, как ему
казалось, описательно-повествовательной манеры своих предшественников на первых порах
связывалось с модерністичною абстрактно-символической поэтикой. В 1896 - 1897
гг. он пишет ряд стихотворений в прозе и пробует издать их отдельной книжкой под
заголовком “С осени”. И подготовлена книга не заинтересовала издателей, и писатель
уничтожил рукопись. Несколько стихотворений в прозе, что остались в архивах друзей Стефаника,
были опубликованы уже после его смерти (“Амбиции”, “Волшебник”, “Ольге
посвящаю”, “В воздухах плавают леса”, “Огородик к богу рыдал”, “Ночью” и
др.).
1897г. в черновицкой газете “Труд”
увидели свет первые реалистические новеллы Стефаника - “Выводили из села”, “Письмо”,
“Набожная”, “В корчме”, “Стратився”, “Синяя книжечка”, “Сама-саміська”, которые
привлекли внимание литературной общественности художественной новизной, глубоким и
оригинальной трактовкой темы из жизни села. Однако не все сразу поняли и
восприняли новую оригинальную манеру Стефаника. Когда вскоре писатель прислал
новые новеллы - “Вечерний час”, “идя”, “Заседание” - в
“Литературно-научный вестник”, то в ответ получил письмо-совет, содержание которого
сводился по сути к непризнанию манеры Стефаника. Это и вызвало появление письма
Стефаника от 11 марта 1898г. в “Литературно-научного вестника”, адресованного фактически О.
Маковею. Он представляет собой своеобразное литературное кредо Стефаника, его действительно
новаторскую идейно-эстетическую программу.
Первый сборник новелл - “Синяя
книжечка”, которая вышла в свет в 1899г. в Черновцах, принесла Стефаникові
всеобщее признание, была встречена восторженными отзывами крупнейших
литературных авторитетов, среди которых, кроме И. Франко, были Леся Украинка, М.
Коцюбинский, А. Кобылянская, стала заметной вехой в развитии украинской
прозы. Автор “Синей книжечки” обратил на себя внимание прежде всего показом
трагедии крестьянства.
Новеллы “Катюша” и “Новость” принадлежат
к наиболее впечатляющих силой художественной правды произведений Стефаника. Они стоят
наряду с такими более поздними его шедеврами, как “Кленовые листья”, “Діточа приключение”,
“Мать” и др. Мастерски изображенных в этих произведениях трагические человеческие судьбы.
Героический склад художественного мышления Бетховена, неотъемлемым признаком которого является
впечатляющая масштабность чувств, мыслей, картин, можно узнать в отдельных новеллах
Стефаника (“Сыновья”, “Мария”). В письме в редакцию “Плужанина” от 1 августа 1927г. Стефаник, отрицая
трактовка его как “поэта загибаючого села”, отмечал: “Я писал потому, чтобы
струны души нашего крестьянина так крепко настроить и натянуть, чтобы с того
вышла великая музыка Бетховена. Это мне удалось, а остальное - это литература”.
В 1900г. вышла вторая сборка Стефаника -
“Каменный крест”, которую также было воспринято как выдающееся литературное событие. Для
второй сборки Стефаника характерно усиление гражданского пафоса (благодаря
таким произведениям, как “Каменный крест”, “Заседание”, “Письмо”, “Подпись”). Во второй
сборке главное место занимает тема, которая волновала писателя на протяжении всего
творческой жизни, - одинокая старость, трагедия лишних ртов в бедных крестьянских
семьях. Этой теме целиком посвящены произведения из “Синей книжечки”
(“Сама-саміська”, “Ангел”, “Осень”, “Школа”), новеллы из сборников “Каменный крест”
(“Святой вечер”, “Дети”), “Дорога” (“Сноп”, “Глашатаи”, “Озимые”). Интересует
Стефаника она и во второй период творчества, хотя уже в другом плане (“Сыновья”,
“Дед Гриша”, “Роса”, “Предел”).
1901г. вышла в свет третий сборник новелл
Стефаника - “Дорога”, которая составила новый шаг в развитии его ведущих
идейно-художественных принципов. Это имеющееся в своеобразной поэтической биографии Стефаника
“Дорога” и годом ранее написанной лирической исповеди “Confiteor”, что в переработанном
виде была напечатана под названием “Мое слово”. В сборнике преобладают новеллы
бессюжетные, лирически-эмоционального плана (“Древность”, “Глашатаи”, “Май”, “Сон”,
“Озимые”, “Вор”, “Поджигатель”, “Кленовые листья”, “Похороны”).
Тема матери и ребенка, жертвенности
материнской, родительской любви появляется в Стефаника в жизненном переплетении
с другими темами еще в сборнике “Синяя книжечка” (“Маменькин сынок”, “Катюша”,
“Новость”). Присутствует она и в сборнике “Каменный крест”. В “Литературно-научном
вестнике” за 1900г. украинский читатель открыл для себя Стефаникову новеллу
“Кленовые листья”, которая стала украшением сборника “Дорога”.
1905г. вышла в свет четвертая сборка
писателя - “слово Мое”. В ней впервые была напечатана новелла “Суд”, которая
завершает первый период творчества Стефаника.
Во время империалистической войны и
крупных социальных потрясений, распада Австро-Венгерской империи и рождения
Советской страны Стефаник снова берется за перо новеллиста. Начался второй
период его творчества, не такой интенсивный, как первый, но с немалыми
достижениями. Хронологическим началом этого периода можно считать новеллу “Діточа
приключение” (написана осенью 1916г., а опубликованная в начале 1917г.).
1916г. Стефаник пишет новеллу “Мария”, которую
посвящает памяти Франка. За “Марией” писатель публикует шесть новелл, которые
вместе с двумя названными произведениями второго периода (“Діточа приключение” и “Мария”)
составили пятую сборник - “Она - земля”, изданную в 1926г.
В 1927 - 1933 гг. Стефаник
опубликовал более десяти новелл.
В последние годы жизни Стефаник пишет
также автобиографические новеллы, беллетризованные воспоминания. К ним относятся такие
произведения, как “Нить”, “Братья”, “Сердце”, “Волчица”, “Слава йсу”, “Людмила”,
“Каменщики”.
В годы пребывания Западной Украины
под властью Польши Стефаник жил почти безвыездное в с. Русов, где и писал
последние произведения в свободную от земледельческого труда минуту.
До самой смерти не покидало Стефаника
желание “сказать людям что-то такое сильное и красивое, что такого им никто не сказал
еще”. И на его долю выпало больше всего для художника счастье - он сказал то, что
хотел, и сказал так, как хотел.