Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ

(1840 - 1904)

МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ

М. Старицкий вошел в украинскую литературу как поэт, прозаик, драматург, переводчик, актер, режиссер и организатор реалистичного профессионального театра.

Михаил Петрович Старицкий родился 14 декабря 1840г. в с. Клищенцы Золотоношского уезда на Полтавщине (теперь - Черкасская область) в семье мелкого помещика. Детство среди живописной природы, влияние деда - 3. О. Лысенко, бывшего полковника, который принимал участие в Отечественной войне 1812г. и был для своего времени человеком очень образованным, “знал хорошо французский язык, зачитывался Вольтером и в душе был вольтеріанцем”, - дали первые импульсы к формированию его мировоззрения.

В годы учебы в Полтавской гимназии Старицкий остался круглым сиротой (1852) и с тех пор заботы о его воспитание взял на себя двоюродный брат его матери - В. Г. Лысенко, отец М. В. Лысенко. Вместе с М. Лысенко - будущим выдающимся композитором - Старицкий часто гостил у родственников, где пели русские и украинские народные песни, думы, читали запрещенные стихи Т. Шевченко. Старицкий не только приобщился к музыкальной культуры, но и имел возможность ознакомиться с отечественной и зарубежной литературой. На это же время приходится и захват Старицкого театром; “Наталку Полтавку”, “Москаля-волшебника”, “Сватовство на Гончаровке”, относились любительским кружком, он и под конец жизни вспоминал как лучшее из всего им виденного.

На время обучения в Харьковском (1858 - 1859) и Киевском (с 1860) университетах Г. Старицкий и М. Лысенко были уже хорошо знакомы с современной российской и украинской литературой. К этому периоду относятся первые оригинальные стихи и переводы Старицкого украинском языке произведениям Крылова, Пушкина, Лермонтова, Огарева, Мицкевича, Байрона, Гейне, а также первые попытки драматургической творчества: либретто оперы “Гаркуша” по пьесе А. Стороженко и сатирической оперетты “Андріяшіада”. Вместе с Лысенко он создает в Киеве любительский кружок, силами которого на вечере памяти Шевченко в феврале 1864г. было показано “Наталку Полтавку”.

С 1871г. Старицкий ведет большую общественно-культурную работу, организовывает вместе с Лысенко Общество украинских сценических актеров, которое давало спектакли по их произведениям (особым успехом пользовалась музыкальная комедия “Рождественская ночь” - либретто Старицкого по Гоголю, музыка М. Лысенко).

После возвращения в 1881г. из-за границы он выдает первые свои поэтические сборники (“Из древнего тетради. Песни и думы”), пьесы “Как колбаса и рюмка, то пройдет и ссора”, “Не судилось”, перевод трагедии Шекспира “Гамлет, принц Датский”.

Значительную часть литературного наследия Старицкого составляют переработки, которые формально цензурной запрете не подлежали. Малосценічні произведения Я. Кухаренко “Черноморский избит на Кубани” и И. Нечуя-Левицкого “На Кожемяках” он превратил в динамичные комедии “Черноморцы” (1872) и “За двумя зайцами” (1883) (до последней тематически близок оригинальный водевиль Старицкого “По-модному”, 1887).

Инсценировка произведений М. Гоголя (“Тарас Бульба”, 1880; “Сорочинская ярмарка”, 1883), А. Шабельської (“Ночь под Ивана Купала”, 1887), И. Крашевского (“Цыганка Аза”, 1888), Э. Ожешко (“Зимний вечер”, 1888), обработка пьесы Панаса Мирного “Перемудрив” (комедия “Крути, да не перекручуй”, 1886), были не механическим приспособлением их к сценических требований, а творческим переосмыслением. Иногда из заимствованного сюжета вырастает вполне оригинальное произведение, как, например, драма “Юра Довбыш” (1888), созданная по роману К. Е. Францоза “Борьба за право”. Вопрос о границах вмешательства в первоисточник и об авторском право драматурга возникал перед Старицким и тогда, когда он на основе народных легенд о Марусе Чурай и думы о Марусе Богуславке творил драму “Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці” (1887), трагедию “Маруся Богуславка” (1897).

Среди переделок были и либретто опер “Тарас Бульба”, “Утопленница” и др.; следует, следовательно, отметить плодотворность усилий Старицкого, который вместе с Лысенко способствовал дальнейшему развитию украинской национальной оперы.

1883 по 1885г. М. Старицкий возглавляет и обеспечивает материально первую объединенную украинскую профессиональную труппу, создание которой было своеобразным итогом многолетних усилий его организации театрального дела на Украине. Спектакли украинского театра, в которых принимали участие М. Заньковецкая, М. Кропивницкий, М. Садовский, П. Саксаганский и другие выдающиеся актеры, имели такой успех, что были запрещены в Киеве и всем генерал-губернаторстве. Но труппа продолжала работать и выступала в Житомире, Одессе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Харькове, Кишиньові, других местах.

После разделения труппы Кропивницкого Старицкий отдает много сил работе с творческой молодежью. В 1887 - 1888 гг. труппа Старицкого с успехом выступает в Москве и Петербурге, а впоследствии гастролирует в городах Поволжья, в Вильно, Минске, Тифлисе.

Понимание взаимосвязи социальных и национальных проблем в освободительной борьбе украинского народа XVII в. обнаружил писатель в полных трагедийного пафоса, отмеченных чертами эпичности пьесах “Тарас Бульба” (1881), “Богдан Хмельницкий” (1887) (бесспорно, связанной с его же романом-трилогией со времен Хмельнитчины) и “Оборона Буши” (1899).

В пьесах Старицкого на современную тематику - “Зимний вечер”, “Разбитое сердце” (1891), “В темноте” (1892), “Талан” (1893), “Крест жизни” (1901), - различных по поэтикой, положительным героем выступает человек, который борется против социальной несправедливости, за человеческое достоинство, защищает в меру своих возможностей слабого.

Писатель также тяготеет к драме идей ібсенівського типа. Своеобразными работами в этом направлении были его пьесы “Последняя ночь” (1899) и “Крест жизни”.

Свое понимание роли и задач театра в жизни общества Старицкий выразил в докладе на Первом всероссийском съезде сценических деятелей (15 марта 1897г.). Он обратился к съезду с просьбой помочь украинскому театру избавиться от административных и цензурных притеснений. Назвав это выступление смелым и патриотическим, Иван Франко указал, что благодаря ему съезд принял решение и меры, следствием которых были “значительные льготы для театра, в том числе и для украинского, в России”.

Начав писать пьесы с необходимости, М. Старицкий достиг в них высокого мастерства и стал одним из выдающихся отечественных драматургов; вместе с другими корифеями он предоставил этом родовые литературы большое значение в культурном процессе.