У каждого настоящего мастера есть один или несколько самых дорогих ему произведений,
подготовленных им детей - это его боли, сокровенные мысли... Именно таким произведением стала
для киноповесть Александра Довженко «Зачарованная Десна».
Тяжелого 1942 года на фоне горя, страданий, героической борьбы с фашизмом в
пам’яти художника всплывают
картины далекого детства.
Первый план произведения - показ детства Саши: его радости и заботы,
увлечение миром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское
окружения. А второй план - это философское осмысление бытия
человека.
Живя в нужде, б’сражаясь за копну сена, как то бывало у родственников
Сашка, земледельцы, однако, высоко ценили человеческое достоинство, честность, трудолюбивые
руки, поэтизировали труд. Эти люди учили будущего писателя уважать
простого крестьянина, ценили труд человеческий.
В плену воспоминаний о детские мечты автор приподнимает завесу над первыми
печалями и радостями: здесь и страх перед змеей, и принятие «первого греха» за
вырванную морковь, и беседы с дедом... Рано осознал мальчик, что труд народ
воспринимает как высокую нравственную категорию.
Поэтому нельзя без волнения читать обращение к Десны, которая сделала
автора неисчерпаемо богатым. Чудесный мир природы, единство ее с судьбой человека, с его
жизнью, мир растений и животных, заколдованная красавица Десна предстают перед читателями
сквозь призму детского восприятия, которое переплетается с миром народных
легенд, поверий, сказок.
В киноповести подаются пейзажи, которые глубоко поразили парня,
отражая его духовный мир. Среди них - очаровательная картина весеннего
пробуждения сказочное путешествие на сенокос. Природа в произведении - органическая часть
мира, вне которого невозможно представить полнокровного раскрытия нравов, духовного мира
человека. Потому что есть человек? Часть природы. Боже, дай нам любви и немножко
ума!