Шестидесятые годы прошлого века были странной эпохой. Общество
визволялося от жестких, а порой и жестоких регламентов сталинских времен,
должное место занимала вера и доверие между людьми, отношения между демократизувалися
должностными лицами и подчиненными. Именно такие периоды выписывают людей решительных, с особенно
розуинутим чувством свежего, людей новаторского склада. И именно такой Иван Драч.
Кредо его как поэта, как человека можно записать следующим
строками:
...Я же прихожу: мне до
рук
Стоит знать кожнісіньку
порок,
Но я уже скорее
умру,
Чем с ракеты в авто
пересяду!..
Говорят: оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кого нельзя
подражать. Иван Драч соответствует этой парадоксальной формуле, ведь сколько не
«переодевать» заимствовано из его наследия, оно всегда останется
Драчевим.
Настоящая стоитисть поэта определяется не только тем, что он творит сегодня,
а и живучестью его прошлых достижений. Поэма И. Драча «Чем в солнце» сегодня
звучит, может, даже актуальнее, чем в 1960-х годах, когда оно было написано.
Солнце в контексте произведения - не только небесное светило, источник энергии и жизни.
То, скорее, морально-этическая категория, символ чистых человеческих начал. У каждого,
утверждает Драч, должно быть свое солнце, своя заветная вершина, идя к которой мы
очищаемся от случайного, от вечной суеты, становимся выше и
красивее...
И не самое современное звучит другое направление поэмы - в контексте
страшной Чернобыльской катастрофы. Те ужасы, что во времена появления произведения
трактувались как апокалиптические гиперболы поэта, стали реальностью. И строки И.
Драча лучше всего показывают читателям отношение к этой трагедии, к своему творчеству,
что идет от земли, как сила древних
героев.