Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


Такое название дано песням, написанные конкретными авторами - поэтами и композиторами - и широко выполняются наряду с народными. Итак, к фольклору они вошли благодаря популярности и устному распространению среди людей.

Если бытования и исполнения этих песен удостоверяющие их близость к народному творчеству, то некоторые другие черты позволяют выделить их в отдельную группу песен литературного происхождения. Это более индивидуализирована мелодия, преимущественно лирическая, и наличие инструментального сопровождения, хотя в народе они поются без аккомпанемента. Авторами песен были известные поэты, композиторы и вообще образованные и интеллигентные люди. Среди них - Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Кирилл Стеценко и другие.

Первые образцы песен литературного происхождения появились еще в конце XVI в. В последующие века их становилось все больше и больше. В XVIII и XIX в. их влияние на фольклор стал особенно большим.

Может возникнуть вопрос: что нужно для того, чтобы авторская песня стала народной? Видимо, авторская песня должна быть профессиональной, ярко образной, красивой и глубокой по содержанию и, конечно, близкой к фольклору. Возьмем для примера отрывки из поэмы Т. Шевченко «Причинная» - «Ревет и стонет Днепр широкий» и «Такова ее судьба».

Если первой песни свойственна широта распева, эпичность музыкально-поэтического образа, то для второй характерен мягкий лиризм. Музыку песни «Ревет и стонет Днепр широкий» написал Дмитрий Крыжановский, а «Такова ее судьба» - Владислав Заремба. Обе песни появились во второй половине прошлого века.

На стихи Т. Шевченко написано много музыкальных произведений, в том числе и песен. К названным добавим «Думы мои, думы», «Плавай, плавай, лебедонько», «Лета орел, лета сизый», «Летит галка через балку», «Садок вишневый коло хаты» и много других. И эти, и много других музыкальных произведений на слова Шевченко стали народными. Вернемся к первых этапов развития этого жанра.

С XVII в. назовем несколько песен, которые прочно вошли в народный быт. Это «Чайка», авторство которой приписывается Богдану Хмельницкому (кстати, он часто пел ее в сопровождении бандуры), «Ой, под вишней» и «Ой, не стой под окном», возникшие в студенческой среде Киевской академии.

С XVIII в. очень популярными являются песни Семена Климовского и Григория Сковороды. Песню «ехал казак за Дунай» было написано в 30-е годы; ее популярность перешла даже границы нашей страны. Широко співались песни Сковороды - «Ой ти, пташко желтобокая», «Стоит явор над горою», «Всякому городу нрав и права».

В этой песне ощутима опора на тонико-домінантові гармонии, есть переход в параллельную тональность - все это черты уже поздней эпохи, что созвучно европейской музыке гомофонно-гармонического склада.

XIX века очень богатое песенное творчество, ставшая народной. Она связана с именами Ивана Котляревского, Григория Квитки-Основьяненко, Виктора Забилы, Николая Петренко, Марка Кропивницкого, Михаила Глинки, Ивана Франко, Владимира Александрова и др. Это, например, песни «Веют ветры», «Солнце низенько» и т.д. с народной оперы «Наталка Полтавка» Ивана Котляревского; «Где ты бродишь, моя доле?», «За Неман иду» Степана Писаревского, «Гудит ветер воет в поле» Виктора Забилы и Михаила Глинки, «Дивлюсь я на небо» Николая Петренко, «Там, где Ятрань круто вьется» Антона Шашкевича и еще очень много произведений.

Эти прекрасные мелодии привлекают своим нежным лиризмом, окутанным дымкой грусти, широкой напевностью.

Нередко спрашивают, происходит и в нашем веке обогащения народнопісенної казны авторскими песнями. Ответим: да, эта традиция продолжается и сейчас. Достаточно вспомнить песни и романсы «Вечерняя песня». Самойленко с музыкой К. Стеценко, «Тихо над рекой» С. Черкасенко с музыкой П. Батюка, «Слышишь, брат мой?» Б. Лепкого с музыкой М. Гайворонского, «Родная мать моя» А. Малышко с музыкой П. Майбороды.

Список использованной литературы


1. С. Лисецкий. Украинская музыкальная литература для 4-5 классов ДМШ. К.: «Музыкальная Украина», - 1991.

2. Фильц Бы. Источники музыкальной культуры [Украины] // Колокол. - 1990.

3. Рудницкий А. Украинская музыка. Историко-критический обзор. - Мюнхен: Дніпрова хвиля, 1963. - 406 с.

4. Ольховский А. Очерк истории украинской музыки / Ред. Л.Корній. - К.: Муз.Україна, 2003. - 512 с. II нот. Музыка Западной Украины (Галиция и Закарпатская Украина). - С.355-364.

5. Л. И. Высочанская, В. А. Уманец "Музыка и пение", ст.5;