Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Идея гуманизма в романе А. Гончара «Знаменосцы»

Прошли десятилетия с того времени, как роман А. Гончара «Знаменосцы» вышел в свет. Казалось бы, произведение, написанное на требование времени, мог бы по сей день что-то потерять, отойти в историю. Но нет, и сегодня ощущается его актуальность. Потому что в романе превозносится идея освобождения человека, идея протеста против войны как аномалии человеческой жизни. Мы чувствуем, что сверхзадачу всего произведения - гуманистическая идея освобождения человека от любого насилия.
Создан участником Великой Отечественной войны, роман «Знаменосцы» стал голосом воинов, которые полегли на фронтах, стал символом Победы. В произведении страстно изображено духовную красоту героев, что не исчезает даже в страшном пекле боя. Каждый из бойцов роты Брянского - Человек с большой буквы, каждый персонаж романа - своеобразный характер, наделен выразительными индивидуальными чертами.
Один из главных героев романа, Юрий Брянский - самый привлекательный положительный герой в литературе о Великой Отечественной войне. Этот реалистично выписанный характер привлекает внимание нравственной красотой и чистотой, высоким духом патриотизма и гуманизма. Духовным наследником, продолжателем дел Юрия Брянского является младший лейтенант Черниш. их объединяет любовь к родине, чувства воинского долга, тонкая организация внутреннего мира, интеллигентность. В условиях войны они продолжают развиваться и самосовершенствоваться.
Навсегда запомнится один из героев романа - телефонист Маковейчик. Этот солдат «возрастом и привычками еще почти подросток, имеет симпатичную физиономию с широким, как бумажный кораблик носом». Любит пошалить, но разматывает красную нитку проводов на поле боя, словно из собственной груди. «Сегодня он уже шесть раз бегал по открытой высоте на линию, и каждый раз старшие бойцы провожали его сочувственно, как на тот свет, потому что, несмотря на довольно-таки задорный характер, все его любили». Может, за песни, которые он всегда распевал, может, за то, что многим из них он годился в сыновья. Бойцы смотрели на него и вспоминали своих детей.
Шовкун, ординарец Брянского, а затем - санитар, хочет всех приласкать, как мать. Он заботится о своего командира и делает все с какой-то особой крестьянской вежливостью. В «Знаменосцах» нет высоких слов о человеческих добродетелях, но герои романа живут святыми и вечными чувствами, действуют по законам древней народной этики. В солдатских, казалось бы, огрубевших на войне, сердцах, несмотря на их ежедневную тяжелую работу, светится чистота душ, свежесть душевных порывов, стыдливо скрыты нежность, деликатность, благородство.
С мыслями о Родине, с чувством любви к ней идут воины фронтовыми дорогами. Они пришли за границу как знаменосцы свободы и национальной независимости народов. Проходя по Словакии и встречая теплое, братское отношение к себе трудящихся словаков, солдаты на отдыхе говорят, что «не только ненависть, но и любовь двигает армии вперед».
О. Гончар воспевает высокий гуманизм воинов, искреннее уважение к другим народам. «Мы уважаем патриотизм во всякой нации. Потому что мы сами патриоты», - говорит Вася Багиров венгерскому художнику. Окроплюючи своей кровью Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, герои О. Гончара действуют не как жестокие, мстительные завоеватели, а как сознательные борцы против фашизма.
До воинов обращены взволнованные слова женщин и детей Будапешта, их просьба - не портить каштанов, единой зеленые в этом квартале. И бойцы оставляют деревья неповрежденными.
В разрушенном войной Будапеште боец-повар Гриша делит солдатскую пищу между изголодавшимися детьми и женщинами. И за все это венгры от всего сердца благодарны Грише и всем воинам. «Венгры смотрели на него почти с набожностью. Надолго-надолго запомнится голодным жителям будапештских руин этот «русский Гриша» с черпаком в руке и автоматом за плечом».
Герои романа постепенно проникаются мыслью о своей роли как освободителей народов Европы. Они видели, сколько бед принесли фашисты Отечестве, многие из них потеряли своих родных. Символичным является эпизод, когда Хома Хаецкий, спасая невольников разных наций из подожженного эсэсовцами сарая, пишет на их «рабочих карточках»: освобожден, освобождена. «Хорошо спасать людей. Лучше, чем убивать», - думает сержант Козаков, освобождая смертника-хорвата, прикованного к пулемету.
«Знаменосцы» - нетленный памятник тем, кто освобождал Европу от фашизма, памятник народному подвигу, всем, кто был в том великом походе. Гуманизм-людей, которые попали в нечеловеческие условия, поражает воображение. Читаешь роман о минувшей войне, а сердце отзывается на все боли сегодняшнего мира. Какими своевременными, какими жгучими кажутся нам мысли героев «Знаменосцев». Сколько в них веры, заботы и переживания за завтрашний день, за будущее.