Творческие работы наших посетителей
Автор: Изгнанная Юлия
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В РОМАНЕ Д.СВІФТА «ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление
2. Характеристика утопичности и антиутопічності в произведении
3. Вывод
4. Список использованной литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Творчество Свифта-сатирика представляет определенный шаг в развитии не только английского, но вообще европейской литературы. Обращаясь в предисловии к своим читателям от имени Гулливера, Свифт пишет о том, что даже предположить не может, что найдется кто-то, кто не поверит тем фантастическим приключениям, о которых рассказывается в четырех книгах «Путешествий Гулливера». Очень много критики сосредоточено вокруг этого произведения, который построен в форме морских путешествий, множество раз был издан, смоделированный специально для детей и имеет противоречия, множество мыслей и размышлений относительно жанровых особенностей, интерпретации тех или иных элементов произведения.
Четыре части «Путешествий Гулливера» ? четыре сатирические модификации человеческой ничтожности. В первой и второй частях ? уменьшение физического роста человека является сатирическим средством уменьшения моральной и идеологической сторон человеческого существования; в третьей и четвертой частях ? человек делится как бы на две самостоятельные существа, смешные и ужасные в своей односторонности. Но в каждой части автор заставляет нас задуматься над тем, что Свифт описывает: реальное устройство родного государства главного героя, или тот тип устройства, который он считает идеальным для себя. Конечно, идеального ничего нет, это побуждает нас думать о возможном утопический настрой романа, мысли Свифта как человека, который хочет видеть общественный строй в идеале, который невозможно воспроизвести в реальной жизни, жизни современных людей. Необходимым условием того, чтобы общество было идеальным, есть идеальность каждого человека, что является составной частицей этого общества. Трудно найти тип устройства государства, который соответствовал бы идеалу, скорее ? невозможно. Поэтому можно склоняться к мысли об утопичности романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», что также не может быть окончательной и конечной, утверждая принадлежность произведения к жанру утопии.
ХАРАКТЕРИСТИКА УТОПИЧНОСТИ И АНТИУТОПІЧНОСТІ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Общим своим характером «Странствия Гулливера» относятся к тем сатирико-дидактических и утопических произведений, зародившиеся с развитием гуманизма в XVI веке и получили широкое распространение в эпоху Просвещения. Произведения Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») во Франции, Томаса Мора («Утопия»), в Англии, Кампанеллы («Город солнца») в Италии представляют собой типичные образцы этой литературы в начале ее зарождения. Разница между ними лишь в том, что в некоторых из них первое место занимают утопические элементы, концепции идеального государства, а сатира играет второстепенную роль, а в других на первом месте стоят сатирические образы современного писателю общества. И общее, что их объединяет ? это универсальность охвата жизненных явлений, фантастическая или аллегорическая основа сюжета и характеров, причем часто используются мотивы фольклора, в частности сказки, которые можно наблюдать в произведениях Рабле, Вольтера, Свифта и др. Каждое произведение оценивается по-разному, имеет свои особенности, образы, идеи и проблемы.
Нашелся и такой ценитель, что увидел в романе Свифта большую утопию. Этим ценителем был писатель В. Годвин. Комментируя этот факт, В. Муравьев пишет: «История отдаления английской литературы от Свифта в XVIII в. завершается странным, но характерным эпизодом: «Путешествия Гулливера» были прочитаны как анархический манифест и программа общего упорядочения по примеру гуїгнгнмів. «Путешествия Гулливера» и были рассчитаны на такое толкование: уклад жизни гуїгнгнмів ? совсем не простая пародия. Это шутка серьезно, как все шутки Свифта. Как он сам замечал, его дело не веселить читателей, а издеваться над ним, но издевался он по-особенному. Он имитировал типичную логику людей Нового времени, стиль их мысли и языка, механическую незыблемость их убеждений. Рано или поздно это должны были принять серьезно и отпрянуть от его шуток. Свифтовское история с лошадьми, что живут правильнее всего с точки зрения разума и бытия, была объявлена как аллегория и художественная форма, а в остальном все показалось достойным восхищения и подражания. Именно в этом проявлении прочитал книгу В. Годвин. Буквально каждый тезис его «Исследования о политической справедливости» была подсказана четвертой путешествием Гулливера и вдохновил верой в неизбежное торжество разума и добродетели» [3, c. 120].
Роман Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» нельзя считать традиционным жанром романом-утопией (или романом-антиутопией), хотя в нем наличествуют черты и первого и второго вида романов, ровно как и сатирико-дидактических произведений XVI века. [1, c. 5]. Элементы утопии находили и более поздние исследователи творчества Свифта. Так, И.И. Чекалов отмечал: «В гротесково-сатирическом описании всех трех стран, которые посещает Гулливер перед своей завершающей путешествием, содержится контрастуючий момент ? мотив утопии, идеального общественного устройства. Этот мотив используется и в функции, собственно ему присущей, то есть является способом выражения позитивных взглядов Свифта; как авторская идея в чистом виде, он едва поддается выделению, потому на него всегда падает отблеск гротеска [1, с. 7]».
Некоторые исследователи считают, что мотив утопии выраженный как идеализация предков, который добавляет рассказы Гулливера особую направленность, при которой история предстает перед читателем как смена поколений, которые деградируют, а время возвращен обратно. Эту направленность воплощено в последний путешествия, где мотив утопий выдвинуто на передний план повествования, а развитие общества представлен таким, что испытывает прогрессивных изменений. Его крайние точки воплощены в гуїгнгнмах и егу. Гуїгнгнми вознесены на вершину интеллектуальной, этической и государственной культуры, егу полностью деградируют. Однако, «такое положение не представлено неизменным. Общественный строй гуїгнгнмів основывается на принципах разума, и в своей сатире Свифт пользуется описанием этого устройства как противовесом картине европейского общества XVII в. Тем самым расширяется диапазон его сатиры. Однако страна гуїгнгнмів ? идеал Гулливера, но не Свифта [3, c. 10]».
Можно считать, что черты идеального общественного строя подробное воспроизведено в четвертой части, в описании жизни гуїгнгнмів. Простота в хозяйственном устройстве, общительная приязнь и абсолютная искренность являются типичными чертами взаимоотношений этих простых и благородных животных. В языке гуїгнгнмів нет слов, означающих «ложь», «зависть», «коварство» и т.д. Вызывают смех те моменты, где автор указывает, что чувство приязни царит на земле гуїгнгнмів над более интенсивными аффектами, как любовь, страсть и т.д. Женятся жители не из любви, а из соображений пользы и необходимости. Выбирая себе подругу, обращают внимание не столько на собственные чувства, как исходят из соображений целесообразности, это принесет общую пользу. Всякие пошлые чувства, ревность, измена таким существам как гуїгнгнми неизвестны. Искренняя приязнь между супругами не мешает тому, что, например, смерть одного из них воспринимается другим спокойно, просто как естественная вещь. То есть, «разум» ? основной принцип жизни в этом идеальном обществе, поэтому и кажется оно несколько искусственным, слишком методическим и немного скучным. Но, перечитывая эпизод вынужденного отъезда Гулливера из страны лошадей; описание безграничного горя, которое охватило его; саму только мысль, что он должен возвращаться в «цивилизованных егу»; почти трагические размышления, которые открываются при обрисовке отвращения к людям, даже к близким после того, как он вернулся из фантастического острова, где живут лошади, можно наблюдать веру, что таилась в сердце сурового критика различных общественных строев. Дорогой была герою мечта о гармоничном человеке и нежной была его любовь к попранной им человечества. Герой любит свое общество, поэтому стремится, чтобы оно не было похожим на другие, совершенствовалось и, конечно, мало только лучшие черты.
Для того, чтобы показать сатирический аспект в романе, Мир использует манеру, в результате которой использует различные пропорции в физическом росте персонажей, если сравнивать, например, с произведением Франсуа Рабле, у которого он якобы позаимствовал этот метод. В произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» исполинский рост Гаргантюа и Пантагрюэля служит поводом для изображения различных огромных употреблений пищи, что вызывает появление избыточного веса и веселых приключений персонажа, эти «сцены, написанные в духе народного юмора, звучат как радостный гимн здравому человеческому телу, как безоглядная реабилитация плоти, как выступление против сторонников средневекового аскетизма [1, с. 7]». В романе Свифта такие сопоставления выглядят не так невинно и просто, как у его предшественника, хотя в некоторых разделах, можно заметить эпизоды, которые не говорят о развлекательный тон Ф.Рабле. В основном же метод противопоставления размеров тела людей в разных странах Свифт использует для обличения человеческой мерзости, того, что человек является низким существом, которое имеет примитивный образ жизни и думает только в свою пользу. Описывая физический рост императора Лилипутии, Гулливер записывает, что то высшее от придворных аж на целый ноготь Гулливера. Это выступает сатирическим элементом в произведении, кроме которого есть еще множество таких, рядом с которыми есть и утопические элементы, как считают исследователи. Так, в романе присутствует изображение идеального общества, и этот идеал строит для себя сам автор, или герой произведения. Конечно, сам Гулливер считает строй, в котором живут, например, гуїгнгнми является идеальным и достоин того, чтобы ему подражали. Но кто же будет брать пример уклад жизни лошадей, когда человек является высшим существом над всеми созданиями, не смотря на то, как она получила и использует это превосходство.
Нельзя утверждать и антиутопического характера романа, поскольку Свифт показывает жизнь на том самом же острове, что летает в небе, таким, как оно есть ? с множеством изъянов, недостатков, недостатков. Эти все недостатки в политике, культуре, религии, науке и в самой жизни лапутян является результатом их же мышление и установление норм, правил и порядков, которые нуждаются в многочисленных исправлений и дополнений. Но это общество не худшее, что там можно увидеть, например, значительные достижения в математике и физике, особыми возможностями владение музыкальным искусством в противовес уклада жизни гуїгнгнмів, в которых, кажется, жизнь налажена лучшим образом, но все же и здесь можно найти недостатки.
«Видеть в государстве гуїгнгнмів утопию будущего так же неправильно, как и считать его антиутопией. Свифт гораздо более неоднозначный, а в его романе очень много мыслей, чтобы можно было их свести к чему-то одному. Удивительные выдумки в «Путешествиях Гулливера» допускаются для того, чтобы вытянуть из них философский смысл и нравственный закон. То, что Свифт допускает использование чудес в этом случае, является подобным платные при входе в лекционный зал; это вынужденная уступка автора, за которую читатель получает возможность духовного обогащения [2, c. 120]».
ВЫВОД
Роман «Путешествия Гулливера» ? вершина творчества Свифта, образец фантастики, характерной для многих писателей эпохи Возрождения. Глубокий идейный смысл романа содержит богатую художественную форму, в фантастическом виде которого отражено современное Свіфту общественная жизнь Англии. В самых невероятных картинах произведения Свифт закладывал правдивые факты и элементы. Автор использует их для выражения определенных идей, а не рисует утопию общественного устройства.
Писатель умеет точно изображать целое и частичное. Фантастика Свифта графически ясная и четкая. Описание путешествия Гулливера часто напоминает протокольную запись и обычные заметки в любом судовом журнале., что и объясняет форму, которой написан роман.
Все сатирические образы, созданные Свифтом, являются обобщенными, в них нет ничего случайного и очень часто они выражают только самые существенные черты. Свифт также почти не описывает никаких бытовых подробностей и его совсем не интересует личная жизнь героев романа. Их психология, эмоции, поступки раскрываются в социально-политическом аспекте, который изображается как устоявшийся многими поколениями стандарт, но который постепенно приобретает новых форм, лучших или худших.
Мировоззрение, моральные принципы Гулливера писатель обнаруживает в разной социальной среде. Для этого он переселяет его в различные общественные условия. В стране лилипутов Гулливер самоуверенный и чувствует свое превосходство над жалкими лилипутами. Проявляя здесь свою ловкость и энергию, он становится почетным человеком. Попадая в окружение великанов, он теряет свою самоуверенность, но быстро приспосабливается к новым условиям. И каждое такое общество имеет свои преимущества и недостатки, с которыми герой постоянно сравнивает устройство своего государства. Поэтому, утопический, антиутопического роман или нет каждый исследователь решает по-своему, но, аргументируя отдельные высказывания, можно сказать, что произведение можно понимать неоднозначно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Шамрай. Джонатан Свифт и его сочинение // Свифт Дж. Странствия в разных далеких стран мира Леміеля Гулливера, сначала врача, а потом капитана нескольких кораблей. ? К.: Днепр, 1983. ? 287 с.
2. В. И. Якименко. Произведения Свифта ? как загадка или разгадка современности? ? Харьков, 1996. ? 151 с.
3. В. Муравьев. Путешествие с Гулливером. (1699-1970). ? М.: Книга, 1982. ? 207 с.
|
|