Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
В чем проявляется неоднозначность образа Украины в творчестве Есть. Маланюка?

Главная тема стихов Есть. Маланюка, признанного украинского «императора» железных строф, певца «абстрактов и контрастов»,- Батькивщина, Украина, проблема ее государственности в прошлом, современном и будущем:

Внук коренастого чумака,

Січовика бледный праправнук,

Я закохавсь в громких веках,

Я волю полюбил государственную.

Для поэта, который родился и вырос среди безграничности херсонских степей, образ родного Отечества предстает как символ степной Эллады. Описывая его, Есть. Маланюк выражает широкую гамму чувств: от восторга и боли по утраченному раю родного дома, родной земли («О моя степная Елладо, ты и теперь антично-ясна... А мне ты - фата-моргана на песках эмигрантских Сахар...») до негодования («Куда же дела, степная Елладо, варяжскую сталь и византийскую медь?») и даже горькой уныния («...Когда же, когда же найдешь государственной бронзу, проклятый край, Елладо степная?!»). В этих строках - сыновние чувства настоящего патриота, который болеет за Отчизну, за путь ее развития, за народ. По мнению поэта, отношение к Родине каждого должно выражаться в наиболее естественных отношениях:

...не надо запутанно соображать

В зависимости от возможностей и часов,-

Только знать:

Она - Мать,

Ты - сын.

Есть. Маланюк отдает предпочтение слову «Эллада», а не «Украина». Это объясняется его взглядами на процессы развития государства, ее роль и место в цивилизованном мире. Поэт считает, что Украина географически и политически находится на перекрестке путей из «варяг в греки», а ее история уходит в скифских времен. И когда он называет Украину Элладой, то имеет в виду «солнечную» Элладу, в которой торжествуют силы цветения, то есть царят гармония, красота, порядок, добро. Однако кротком, умиротвореному образа Отечества противостоит другой - образ государственнического Рима. И, как справедливо отмечает Д. Павлычко, «поетове сердце тянулось к Украины-Эллады, но его разум был на стороне Украины-Рима», то есть сильного и крепкого государства: «И вырастет железным дубом Рим из прочного лона скитской Эллады».

Есть. Маланюк верит в свой народ, в его творческие силы, способность построить желанную веками независимое государство в то же Время он видит его отрицательные черты: равнодушие, пассивность, вечные сетования на несчастливую судьбу, черты малоросса, «простофили-хохла», выпестованные годами долгой неволи.

Так чувство любви сменяется чувством ненависти, вера в государственническую идею («И грянет день и загудит Днепр и крестом своим мы идола розколем») - предчувствием апокалипсиса («Самолеты закружатся, словно листья, башни зашатаются и падут. Где-то с востока, из-за пригород белым солнцем станет Страшный Суд»). На противопоставлениях поэт создает образ Украины: она - любимая и распутница, праздники и ведьма. С помощью таких различных характеристик ярче вырисовывается образ, он приобретает большой экспрессивной силы. Недаром Д. Донцов называл Является. Маланюка «трагическим оптимистом». Действительно, поэт и болеет за родную землю, за попранный неволей народ, и верит в его силу, крепость духа, ум, так необходимые для построения независимого государства:

...враги не сгинут, как роса,

Рабы не могут узреть солнца свободы,

Пусть исчезнет же скитсько-эллинская красота

На припонтійськім тучнім суше.

Чтобы собственный Рим рубежом вперізав

И рядом Лавры - растаял Капитолий.