Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Леонид Смелянский

(1904 - 1966)

Леонид Смелянский

Леонид Смелянский пришел в литературу во второй половине 20-х годов, сразу пристав к идейно-эстетических платформ Вуспп и «Молодняка». Поэтому писатель не был свободным от тогдашних литературных стереотипов, пробовал выводить «на чистую воду» буржуазных спецов, развенчивал нэпманов, художественно осмысливал «реакционную суть дрібновласницької стихии». Все это есть в его первом сборнике рассказов «Новые дома» (1928). Тогда же писатель начал осваивать «большую» прозу, написав повесть «Машинисты» (1927), посвященную сложным событиям гражданской войны в Украине.

На перевале 20 - 30-х годов творческой воображением Л. Смелянского полностью завладела идея «жить коммуной». Одна за другой пишутся повести «Мехзавод» (1930), «Периферия» (1933), «Пленник» (1934), позже дописана и трансформирована в роман «Встречи» (1935).

Вторым «массивом» творчества Л. Смелянского есть проза о Великой Отечественной войне. За период с 1941 по 1950 год он посвятил этой теме роман, пять повестей, ряд рассказов и новелл, став или не самым плодотворным летописцем войны в 40-е годы.

Первые же повести - «Золотые ворота» и «Дума о Портнихе» (1942) показали, что прозаик внятного реалистического стиля прибегнул к лирико-романтической манеры письма. В «Золотых воротах» - своеобразном лирическом этюде - в первую очередь привлекает искренность чувств «я - героя», который стал на защиту родного Киева. Но пунктирно очерченные характеры героев, как и «пунктирный» сюжет и очевидна приблизительность фактажа, несколько снижают эстетическую ценность повести. Целостное впечатление производит «Дума о Портнихе», выразительная патриотическая идейность которой весьма органично переплетается с народно символикой, «думністю», что помогло автору создать убедительный образ матери, в котором вмещаются понятия и женщины-матери, и матери-Отчизны.

В романе «Евшан-зелье» (1943) прозаик снова возвращается к реалистическому стилю художественного мышления и отражает борьбу народных мстителей на оккупированной фашистами Украине. Исследователи справедливо указывали на вторичность некоторых персонажей, чрезмерную белетризацію изображаемого.

Только недавно снято клеймо забвения с повести «Софья», которая была напечатана только в журнальном варианте (Укр. лит. 1944. № 1). В центре внимания автора повести - представители украинской интеллигенции - архитекторы, ученые, деятели культуры, художники, которые эвакуировались с Украины за Урал. Одним из могущественных животворных источников в повести выступает национальное самосознание героев, их стремления к родной земле.

Устами Софии писатель выражает заветную мечту, что после победного завершения войны начнется несравненно лучше жизнь, чем было до войны: «Изменятся наши сердца, в наших взглядах и требованиях к жизни произойдет новое возрождение». Эта мысль-мечта в Л. Смелянского была выстраданной, не случайной, ибо созвучны ей встречаем и в следующей военной повести «Зеленогорський крест» (1945), герой которой командир партизанской группы Григорий Ромашка убежден, что после войны «других людей родит земля и все лучших и лучших, как пшеницу...».

Повесть «Саша» (1950), популярная и до сих пор среди школьников, стала последним произведением писателя о войне.

Третий цикл творчества Л. Смелянского - историко-биографическая проза и драматургия. В отличие от предыдущих двух - рабочего и военного - создавался он в разные периоды писательского жизни. Историко-биографическая тема, начиная от повести «Михаил Коцюбинский» (1940), была для писателя своеобразным приютит, определенным отходом от немилосердной современности. Л. Смелянского привлекли крупнейшие фигуры в украинском писательстве - Шевченко, Франко, Леся Украинка, Коцюбинский. «Вечные огни вершин» - так называл их автор. Характерным для произведений было то, что писатель выбирал для изображения небольшой, но весомый временной отрезок в жизни Украины, такой, что давал возможность показать каждого из героев художником и гражданином. Одновременно в этих произведениях имеем чрезмерную привнесеність идеологических, политических акцентов воспроизведении как главных персонажей, так и окружения, особенно «либерально-буржуазного».

Лучшим произведением писателя на историко-биографическую тему является роман в двух книгах «молодость Поэта» (кн. И - 1960, кн. II - 1963). Автору повезло органично совместить историческую здесь фактологію с обоснованным и достоверным художественным домыслом.

Леонид Смелянский оставил по себе довольно значительную и неравноценную художественное наследие. Его перу принадлежат и киносценарии и целый ряд образцов «малой» прозы.

 

 

В. Полищук

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.