Леонид Смелянский
Леонид Смелянский пришел в
литературу во второй половине 20-х годов, сразу пристав к идейно-эстетических
платформ Вуспп и «Молодняка». Поэтому писатель не был свободным от тогдашних
литературных стереотипов, пробовал выводить «на чистую воду» буржуазных спецов,
развенчивал нэпманов, художественно осмысливал «реакционную суть дрібновласницької
стихии». Все это есть в его первом сборнике рассказов «Новые дома» (1928). Тогда же
писатель начал осваивать «большую» прозу, написав повесть «Машинисты»
(1927), посвященную сложным событиям гражданской войны в Украине.
На перевале 20 - 30-х годов творческой
воображением Л. Смелянского полностью завладела идея «жить коммуной». Одна за другой
пишутся повести «Мехзавод» (1930), «Периферия» (1933), «Пленник» (1934),
позже дописана и трансформирована в роман «Встречи» (1935).
Вторым «массивом» творчества Л.
Смелянского есть проза о Великой Отечественной войне. За период с 1941 по 1950 год
он посвятил этой теме роман, пять повестей, ряд рассказов и новелл, став или
не самым плодотворным летописцем войны в 40-е годы.
Первые же повести - «Золотые ворота» и
«Дума о Портнихе» (1942) показали, что прозаик внятного реалистического стиля
прибегнул к лирико-романтической манеры письма. В «Золотых воротах» - своеобразном
лирическом этюде - в первую очередь привлекает искренность чувств «я - героя», который стал
на защиту родного Киева. Но пунктирно очерченные характеры героев, как и
«пунктирный» сюжет и очевидна приблизительность фактажа, несколько снижают эстетическую
ценность повести. Целостное впечатление производит «Дума о Портнихе», выразительная
патриотическая идейность которой весьма органично переплетается с народно
символикой, «думністю», что помогло автору создать убедительный образ
матери, в котором вмещаются понятия и женщины-матери, и матери-Отчизны.
В романе «Евшан-зелье» (1943) прозаик
снова возвращается к реалистическому стилю художественного мышления и отражает
борьбу народных мстителей на оккупированной фашистами Украине. Исследователи справедливо
указывали на вторичность некоторых персонажей, чрезмерную белетризацію изображаемого.
Только недавно снято клеймо забвения с
повести «Софья», которая была напечатана только в журнальном варианте (Укр. лит.
1944. № 1). В центре внимания автора повести - представители украинской
интеллигенции - архитекторы, ученые, деятели культуры, художники, которые эвакуировались с
Украины за Урал. Одним из могущественных животворных источников в повести выступает
национальное самосознание героев, их стремления к родной земле.
Устами Софии писатель выражает
заветную мечту, что после победного завершения войны начнется несравненно
лучше жизнь, чем было до войны: «Изменятся наши сердца, в наших взглядах и
требованиях к жизни произойдет новое возрождение». Эта мысль-мечта в Л. Смелянского
была выстраданной, не случайной, ибо созвучны ей встречаем и в следующей
военной повести «Зеленогорський крест» (1945), герой которой командир
партизанской группы Григорий Ромашка убежден, что после войны «других людей
родит земля и все лучших и лучших, как пшеницу...».
Повесть «Саша» (1950), популярная и
до сих пор среди школьников, стала последним произведением писателя о войне.
Третий цикл творчества Л. Смелянского -
историко-биографическая проза и драматургия. В отличие от предыдущих двух -
рабочего и военного - создавался он в разные периоды писательского жизни.
Историко-биографическая тема, начиная от повести «Михаил Коцюбинский» (1940),
была для писателя своеобразным приютит, определенным отходом от немилосердной
современности. Л. Смелянского привлекли крупнейшие фигуры в украинском
писательстве - Шевченко, Франко, Леся Украинка, Коцюбинский. «Вечные огни
вершин» - так называл их автор. Характерным для произведений было то, что писатель
выбирал для изображения небольшой, но весомый временной отрезок в жизни Украины,
такой, что давал возможность показать каждого из героев художником и гражданином. Одновременно
в этих произведениях имеем чрезмерную привнесеність идеологических, политических акцентов
воспроизведении как главных персонажей, так и окружения, особенно
«либерально-буржуазного».
Лучшим произведением писателя на
историко-биографическую тему является роман в двух книгах «молодость Поэта» (кн. И -
1960, кн. II - 1963). Автору повезло органично совместить историческую здесь
фактологію с обоснованным и достоверным художественным домыслом.
Леонид Смелянский оставил по себе
довольно значительную и неравноценную художественное наследие. Его перу принадлежат и киносценарии
и целый ряд образцов «малой» прозы.
В. Полищук
История украинской литературы ХХ ст. -
Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.