Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Яр Славутич

(рожд. 11 января 1918)

Яр Славутич

[...] Родился Григорий Михайлович Жученко (настоящая фамилия и имя Яра Славутича) 11 января 1918 года в древнем [основанном еще в XVII веке] казацком зимовнике, впоследствии - родовом хуторе Жученко, что вблизи села Благодатного (северная Херсонщина). Пережив кількастолітні жизненные вьюги и напасти, тот давний казацкий очаг не устоял перед новейшей ордой посланных "железной волей" коммунистической Москвы местных "активистов-комитетчиков, которые не только все растащили-разворовали, здания сожгли и даже колодец засыпали, чтобы не возрождался здесь хозяйственно-земледельческий жизни. Мало того, "в сентябре 1932p. 14-летнего парня арестовывают вместе с отцом, который "не выполнил план до двору" (была тогда придумана такая колективізаторами "гениальная" зацепка: хозяину-земледельцу спускался с потолка взятый, специально завышенный план поставок, - бывало, и не один, - за невыполнение какого - арест и высылка. - К.В.); отца везут в ссылку, а парень выскакивает из поезда (на ходу) сквозь отверстие, прорезанное в потолке дырявого товарного вагона и таким образом урятовується", - это из начальных, так сказать, вех своего коротко изложенного жизнеописания, начертанного самим Оврагом Славутичем в десятом сборнике своих стихов "Сабли тополь" (К., 1992).

Далее там говорится, что весной 1938 года, когда в Украине свирепствовал голодомор, организованный московским Кремлем, умирают его полугодовая сестренка, бабушка и любимый дед, а сам он спасся только потому, что пас скот в совхозе и мог тайком подкрепиться молоком. "Тогда же он приносит присягу, продиктованную родным дедом, - выжить и рассказать всему миру, как Москва уничтожает Украину..." - Отмечает автор и 1938 год, когда, будучи молодым поэтом-студентом Запорожского пединститута, он оказывается в тюрьме за чтение стихов А. Олеся и повестей В. Винниченко.

"1941 года, под немецкой заимке, молодой солдат вместе с другими военнослужащими (такими же советскими, что попали в окружение. - К.В.) организует в лесах северной Украины Чернигівську Сечь, которая ставит целью защищать местное население от немецких грабежей, спасать молодежь, наловлену немцами и полицаями для рабского труда в фатерлянде, а также готовиться стать Самостоятельной армией Украинского Государства - СУД; тогда же, в 1943 году, он, сотник Чернигівської Сечи, теряет жену с однодневной дочкой, которых гитлеровцы сжигают, истребляя украинские села". Эту военную пору с его автожиттєпису я процитировал полностью, чтобы окончательно отбросить разные наветы и инсинуации, которыми прислужники компартийной системы что старались оболгать имя украинского патриота, обвиняя его то в "невчиненій измене", то в придуманном ими же "прислужничестве гитлеровцам". Хотя коренная причина этого была в другом - в бескомпромиссном разоблачении Славутичем страшных злодейств, совершаемых имперской Москвой против Украины.

Кстати, в интервью, данном уже до своего 70-летия, он уточняет, что до войны "был Григорий Жученко. Под этим именем напечатал полдесятка стихов в литературных журналах или альманахах... 1943 года я впервые выступил в печати под именем Яр Славутич. Это произошло в журнале "Новая Украина", где напечатано несколько стихотворений из цикла "Запорожцы". С того времени я печатался только под этим именем, что вскоре стало моим легальным фамилией". (Яр Славутич. «В водовороте багатокультурности». Эдмонтон, 1988, с. 138).

Вообще же для тех, которые вырвались из "железных объятий" сталинской тоталитарной системы и продолжали выступать против нее, избрание псевдоним - новой фамилии - стало явлением распространенным. И делалось это, чтобы хоть как-то сохранить своих родственников, которые оставались в Украине, от репрессий. (Хотя и не всегда это удавалось: система была пыльная, карательный аппарат имела вышколенный и разветвленный).

Оказавшись в свободном мире, Яр Славутич, несмотря на все неурядицы-необустроенности - слишком первой поры, - начинает с нарастающей интенсивностью вести борьбу против колониального порабощения Украины россией необільшовицькою империей, раз и навсегда избрав за основу оружие в той борьбе слово правды, которое неизменно стремится донести до людей - как можно широкой общественности, пользуясь то как поэт средствами образного слова; то как ученый "языке" фактов, логично-неотразимых убеждений; то как публицист сознательный и верный сын своего народа, рассказывая миру о тяжкие обиды, историческую надругательство, постоянно чинимі над украинским народом его "братским" северо-восточным соседом.

Во второй половине XX, такого страдницького и одновременно героического для страны, века, когда сам направление национально-освободительной борьбы украинского народу постепенно переходит от вооруженного до идеологического противостояния, когда на нашей "материковой" Украине беспощадная сталинщина разворачивает тотальный репрессивный наступление на украинство, ставя себе целью окончательно его засимілювати, уничтожить сами остатки его национального самосознания, - в этих экстремальных, угрожающих для самого дальнейшего существования нации обстоятельствах, - в частности на диаспору, легла исторической ответственности миссия: выступить защитником и свободным (от угроз репрессий сталинщины) представителем украинской нации, сказать о ней слово правды - рассказать всему миру, современникам и потомкам, в каком положении она оказалась и почему, какой она есть, какую историю имеет и чего хочет.

Молодой поэт из когорты национально-освободительных бойцов Яр Славутич это почувствовал и осознал, - фактически первым своим сборником "Правдоносці" начал об этом говорить поэтически. Общественное мнение диаспоры с восторгом восприняла его сборник, назвав ее "сборником стихов", а его самого посетовала "правдоносцем", расценивала ее за высшими історикософічними национально-духовными измерениями: "как динамическое извержения зову тех народных духовных ценностей, что были загнаны войной (Второй мировой. - К. В.) в глубину украинской души, как утверждение идеалов Шевченко, Франко, Леси Украинки и других выразителей своего времени. Перед нами предстает сконденсированная общность чувств многих поколений, будили и звали народ к новой жизни, что ставили твердую требование к западному мира - познать нашу, украинскую правду". (Владимир Жила. «Правдоносець». В сб.: "Творчество Яра Славутича", Эдмонтон, 1978, с. 7).

Сегодняшний читатель в Украине имеет возможность познакомиться с основным в творческом доработку Яра Славутича. С обретением государственной независимости на ее территории публиковались уже его оригинальные поэтические сборники: "Слово о Запорожской Сич" (1991 и 2-е, дополненное издание - 1992), "Сабли тополь" (1992), а также избранные "Произведения в двух томах" (1994) и наиболее полно издание - "Произведения, тома i - V", которое издательство "Днепр" дает к 80-летию писателя. А еще отдельными изданиями выходит в Украине: первый мартиролог украинских деятелей культуры, уничтоженных и репрессированных кровавым сталинским режимом, - "Расстрелянная муза" ("Лыбидь", 1993) и сборник избранных исследований и статей Яра Славутича - "Меч и перо" ("Днепр", 1992), что дает нашему читателю возможность составить собственное более-менее четкое представление о круге поэтических, научных (и общественно-патриотических, как правило, они все в него неразрывны) интересов Яра Славутича, как и о его творческого метода, характеризуется прежде всего верностью жизненной правде, выверенностью и взвешенностью суждений... И еще - влюбленностью в родную Украину. Ее свободу, независимое государственно-самостоятельная жизнь.

Думаю, что, ознакомившись с поэтическими и научными - глубоко патриотическими в основах своих - достоянием Яра Славутича, современник сам составит ему и надлежащую оценку, и почет и уважение за совершенное им.

 

Кость Волынский.

Из когорты украинских правдоносців // Киев. - 1998. - №3-4. - С. 151-153.