В 1916 году Василий Стефаник написал новеллу «Мария», которая была посвящена светлой памяти Ивана Франко. В ней нашли художественное воплощение размышления писателя о судьбе народа, о его сложные пути к освобождению из-под колониального гнета.
Под впечатлением событий Первой мировой войны, которая на протяжении нескольких лет несла смерть и мирному населению Галичины, слово Стефаника вновь ожил (после пятнадцатилетнего перерыва), темы и мотивы его произведений остались «сельскими». Однако настроение и тон новелл, стремление персонажей стали другими.
В новелле «Мария» выведен образ крестьянки, трех сыновей которой унесла кровавая метель. Думы женщины сосредоточены вокруг сыновей - крепких и здоровых от рождения детей, которые были ее невыразимым материнским счастьем. Она вспоминает их детство, когда с мужем брали их на ночь в поле, когда, возвращаясь утром домой, «игралась ими, как девка биндами». Воображение переносит мать во времена юности парней, когда ей пришлось ездить во Львов освобождать их из-под ареста и была счастливой: чувствовала себя равной с другими матерями, сыновья которых боролись против несправедливости.
Мария гордится сыновьями, в гости к которым приезжали друзья, и дом как будто бы ширшала от юношеского говором. «Пели, разговаривали, читали книжки, добры к простому народу», и люди к ним тянулись.
Под влиянием сыновей и Мария духовно растет. И вот пришла война, которая стала тяжелым испытанием для Марии. Просидела она ночь у изголовья сыновей, что спали, прощаясь с ними, и поседела. Надеялись юноши, что упадут, развалятся империи, которые угнетали наш народ, и придет наконец долгожданное освобождение. Бросаются сыновья в водоворот освободительной борьбе, создают национальные соединения, над которыми замаячили родные флаги, загремел громкий «пение об Украине».
Те минуты национального пробуждения навсегда вошли в память матери. Прошло много времени, а она до сих пор корит себя за то, что в те дни просила сыновей, чтобы остался с ней хоть младший. И почувствовала, что обидела своей просьбой всех трех, оттолкнула от себя, ведь речь шла о самом святом - об Украине, которая позвала своих детей. Только одна ночь прошла после того разговора с сыновьями, а Мария почувствовала свою вину.
Писатель мастерски передает те дни патриотического подъема галицкой молодежи. И хотя художник не прибегает к подробных описаний, но характерные детали подчеркивают торжественность момента. Гремела над рядами стрелков «сечевая песня», объединяла юношей. И мать почувствовала неповторимость момента, его историческое значение в жизни всего народа. И крикнула младшему, которого держала у себя: «Біжим, сынок, за ними, чтобы-м их здогонила, най мне, глупой мужичці простят. Я не знала добра, я не виновата, что моя голова одурела, как тота Украина забира мне дети...» Именно в таком новаторском аспекте развивается в новелле патриотическая тема, которая связана с ростом национального сознания крестьянки.
Воспоминания героини новеллы сливаются с восприятием современности, а она слишком невеселая: русская армия, вступив в Галицию, уничтожала очаги украинского национально-культурной жизни. Мария уже встречалась с руїнниками, которые называли себя «казаками». Но случились в этот раз другие казаки - украинцы в царской солдатской униформе. Они вежливо вели себя с женщиной, украсили вышитыми платками портрет Шевченко, и мать поняла, что это те братья из Великой Украины, о которых с любовью говорили ее сыновья. Когда казаки спели, родная песня, волнуя сердце Марии, вернула ее к счастью прошлых лет. Песня лечит сердце женщины, она чувствует, как сыновья соединяются с ней, она будто слышит их патриотические кличи «за Украину». Перед ней предстают огромные просторы родного края, который восстал против поработителей: «Блискотять реки по всей нашей земле и падают с громом в море, а народ срывается на ноги. Напереди ее сыновья, и она с ними идет на ту Украину, потому что она, тая Украина, плачет и причитает за своими детьми; хочет, чтобы были все вместе». Тема национально-освободительной борьбы нашла свое яркое отражение в новелле Стефаника «Мария».