Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Петр Скунц

(1942 - 2007)

Петр Скунц

Когда Федор Потушняк заметил, что мужчины-закарпатцы тяготеют, помимо прочего, к рациональности и мудрствования (философствования). Поэтому, заключает ученый: «Литература закарпатца является рациональной. Она преследует всегда моральную философическую цель, лишенная эмоции». Эти слова подтверждает творчество Петра Скунца, которой присущ рационализм, сухость строки, усечение поэтического декора, афористичность и мощный философский струю. Казалось бы, что по всем «законам жанра» такая поэзия мата бы быть неинтересной, «черствосердого», ведь от лирики ждем, прежде всего, богатой образности, метафоричности, почуттєвості. Но Петру Скунцю удалось отойти, благодаря специфике таланта, от устоявшегося и создать собственный поэтический стиль, получивший признание на территории не только Украины. Сегодня, когда поэту 65 («Многая, благая лет!», Петр Николаевич) будет совершенно естественно говорить о «скунцівський стихотворение» не только в смысле «поэзии П.Скунця», но и характеризуя определенный тип стихосложения.
Собственно, Петру Скунцю принадлежит почетное место среди писателей Закарпатья XX века. Он стал ведущим поэтом региона и Украины как художник-шестидесятник и более четыре десятилетия приходится до Кастальского источника. В течение суток «двух крестов» творчество Петра Скунца стала символом и мужества, и честной гражданской позиции, и откровенности, и аналитического восприятия событий, и рационального мышления. Во время тоталитаризма немало людей сверяли свои мысли не с «линией партии», а именно с поэзией Петра Скунца, познавая границы эпох, процессы распятие и сейсмічнозонне жизни... А художник состоялся как совесть народа, как знак непобедимости его стремлений к справедливости, и даже (как писал когда-то про Тараса) «народным гневом стал».
Имя П.Скунця, как сторонника национального государства, люди взяли на щит в первые годы перестройки, и художник, подчиняясь, питал умы тысяч не только стихами, но и политическими, публицистическими статьями. Он один из организаторов Закарпатского областного отделения Всеукраинского общества украинского языка, впоследствии первый председатель Закарпатской краевой организации Движения. С начала 90-х П.Скунць - редактор первой в крае независимой газеты «Карпатская Украина» и всегда в гуще событий: «за всех прокричать, когда все молчат, всех промолчать, когда все кричат». Майский дыхание возрождения вызвал к жизни поэта (род. 20 мая 1942 г. в Межгорье Закарпатской обл.), и Петр Скунц явился в этот мир воплощением вечного духа пробуждения и обновления.
Сейчас Петр Скунц - лауреат Национальной премии їм.Т.Г.Шевченка, известный в Украине и за ее пределами писатель, переводчик, журналист, редактор. Автор более десяти поэтических книг. Опытный переводчик с абхазской, азербайджанской, башкирской, белорусской, коми, молдавского, немецкого, осетинского, русского, словацкого, таджикского, татарского, венгерского, чешского, чеченской языков.
С 1964 г, - член Союза журналистов. В его активе около четырехсот очерков, интервью, литературно-художественных, критических, публицистических, общественно-политических статей, рецензий. В течение творческой деятельности П.Скунць занимался редакторской работой - составил и отредактировал около полусотни книг...
Будучи писателем-шестидесятником, П. Скунц впитал в свой художественный мир настроения и мотивы, созвучные творчеству в. Симоненко, и. Драча, н. винграновского, Д. Павлычко... Художников беспокоит проблема Родины, Ее национальное возрождение, историческая память, осмысление философских категорий, социально-политические условия жизни, утверждения значимости каждого человека, морально-этические ориентации, космическая тема, экологическое положение, заидеологизированность общества и др. Среди своего славного поколения П.Скунць (в свои 19 лет - самый молодой в Союзе писателей тогдашнего Союза) закалил собственный голос.
Писатель чувствителен к общественно-политической ситуации в стране, видимо, поэтому общественно-гражданская тематика и публіцистизм сопровождают его творчество. Внутренне же автор настроен к тонкому восприятию мира, поэтому его поэзии свойственны философские мотивы. Сосуществование публицистического и философского порождает энергетическую, наполненную драматизмом, оригинальное творчество, где происходит постоянный конфликт между лирическим героем и автором, героями произведений, вчерашним и сегодняшним, сьогочасним и будущим, Землей и Вселенной... Характерным для П.Скунця также есть видеть-освещать проблему - от общего к конкретному, Петр Скунц - автор чрезвычайно системный. У него не найдем резких отклонений от некогда сказанного или нелогичных «перескакувань» от одной мысли к другой. Любимой формой письма для поэта есть цикл, что дает возможность отталкиваться от актуального вчера и протаптывать тропу в завтра. П.Скунць цепко держится за традиции. Это ейнштейнівський консерватизм, который способен расширять рамки привычного к новациям. Вся же поэтика, образная система, проблематика творчества художника глубоко опираются на фольклор и достижения прежде всего украинской литературы, что идут от Шевченко, И .Франка, Леси Украинки, В.Гренджі-Донского...
Две доминанты, питающие творчество П.Скунця от первого поэтического сборника и теперь, - Закарпатья: история, литературные достижения и фигура Тараса Шевченко, что стала проводником художника в полнокровном осмыслении всей Украины, а также видится привязанность П.Скунця к народно творчества, И метко заметил О.Мишанич, что на украинском Парнасе поэт лучше всего представляет самобытность Закарпатья.
Несмотря на эволюцию художника в течение четырех десятков лет, формирование и становление его художественного мира, изменения, происходящие в его творческой манере, а также массу жанровых предпочтений, можно условно этапировать его доработок: 1957-1967 - становление Петра Скунца-поэта (сборники «Солнце в росе», «Верховинская песня» (1962), «Полюса Земли» (1964), «Взгляд» (1967)); 1968-1971-активное развитие П.Скунця-поэта (сборники, поэмы «На границе эпох» (1968), «Распятие» (1971), сборник «Вселенная, горы и я» (1970)); 1972-1986 - зрелая поэтическое творчество П.Скунця (книги: «Разрыв-трава» (1979), «Сейсмическая зона» (1983)); 1986-2005 - творчество, обозначенная переосмыслением жизни и катарсисом (книги «Спроси себя» (1992), " избранное «Один» (1997, 2000)).
Каждый этап таит в себе не только достижения или триумфы, но и трагедии писательского жизни. Вспомним годы, когда поэт поддерживал отношения с Чорновилом, М.Руденком, время написания поэмы «Расп' вует», в которой коснулся конфликта - гражданин и государство, человек и общество. Настроениями, намеками, параллелями поэма проявляла политическую ситуацию, которая тогда сложилась в стране вокруг имен известных художников, в частности Дзюбы, Ї.Світличного, І.Чендея, хотя «Расп' вует» посвящается вполне реальной лицу - закарпатцеві-свободовцеві Ивану Кубинцю, который во время второй мировой войны был распят фашистами. Вообще, «Распятие» - это второе произведение П.Скунця, посвященный взаимоотношениям человека и общества. Но в первой поэме «На границе эпох» художнику удалось отвлечь внимание «зоркого глаза» на художественное осмысление событий Второй мировой войны и образ поэта-антифашиста земляка Дмитрия Вакарова (которому и посвящено произведение). Тираж «Распятие» было уничтожено, и полным объемом произведение было напечатано лишь через 20 лет.
Следующий этап также дался нелегко - восемь лет забвения, определенная творческий кризис, а затем «Разрыв-трава», которую так же готовили к уничтожению, и только благодаря Борису Олейнику, который рекомендовал ее к Шевченковской награды, предупредив автора, что награды не будет, зато спасется тираж, книга пришла к читателю. Вскоре творчество поэта отметили почетной литературной премией
им. андрея Малышко...
.. .Роздуми о время, нашу историю, народ, общество, моральную ответственность человечества, будущее, а также о своей жизни, поступки привели П.Скунця, в конце прошлого века, к написанию новых произведений, в том числе и к экспериментальному прозово-поэтического эссе «Отпуск в природу, или На поиски себя самого», а затем к формированию книги избранного «Один», которое составили поэтические произведения, переводы разных лет написания, наиболее полно отражают стиль писателя, его искания, творческую эволюцию.
Среди последних творческих успехов художника - поэтические произведения, посвященные памяти писателей края. Сквозь призму мировоззрения П.Скунця мы знакомимся с нашими славными земляками, которым так не часто свидетельствуем свое уважение и любовь. По страницам книги «Один» странствуют, смеются, печаляться, повествуют о прошлом, обращаются к грядущему словам поэта Александр Духнович, Августин Волошин, Адальберт Эрдели, Иосиф Бокшай, Александр Маркуш, Василий Гренджа-Донской, Михаил Томчаній, Юрий Станинець, Юлий Боршош-Кум'ятський, Иван Чендей...
Творчеством Петра Скунца принимаем в сердца нашу историю, мечты, достижения. И еще сильнее ощущаем потери... Поэтому имеем возможность пристальнее следить за путем, по которому путешествуем жизнью,и еще раз обдумать Цель.
А рядом с нами шагает художник, наснажуючи и обнадеживая своими произведениями:
«Жизнь человека не перейдет в тлен.
Еще Богосин нас избавит от Зверя.
И придет Он. И будет так...
Аминь.»