Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Григорий Сковорода

(1722 - 1794)

Григорий Сковорода

3 декабря 1722 года - рождения Григория Саввича Сковороды в селе Чернухи Лубянской Киевского округа наместничества.

1738 г. -вступает в Киево-Могилянской Академии.

1742 г. - Григорий Сковорода принят певчим в придворную капеллу.

1744 г. - с валкой Єлізавєти Петровны возвращается в Киев и продолжает обучение в Академии.

1750 г. - путешествие в Венгрии и далее по странам Западной Европы.

1753 г. - возвращение из-за границы.

1 июля 1753 года написан первый стих датирован Сковороды, посвященный вступления на епископскую кафедру в городе Переяславе Иоанна Козловича.

1753 - 1754 - время написания трактата «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной».

1754 г. - устранение Сковороды с должности учителя пиитики в Переяславской семинарии. Григорий нанимается домашним учителем в имении Каврай помещика Степана Томары.

1755 г. - путешествие в Москву и пребывания в Троице-Сергиевой лавре.

1755 - 1758 - Сковорода снова живет в селе Каврай в Степана Томары.

1759 г. - Григория Сковороду приглашен на должность учителя поэзии в Харьковского коллегиума.

Летом 1760 года после ссоры с архимандритом Гервасієм Сковорода идет с коллегиума.

1760 - 1761 - пребывание в селе Старица.

Летом 1761 года - возвращение к Харьковского коллегиума.

1761 - 1764 - Сковорода - учитель синтаксиса и греческого языка в коллегиуме.

1764 г. - путешествие в Киев.

1766 г. - составлен лекцию «Начальная дверь ко христианскому добронравию». В этом же году Сковорода уединяется в лесу гужвінському на окраинах Харькова и создает свой первый философский диалог «Наркисс».

1767 г. - написано диалог «Асхань».

1768 - 1769 - Сковорода преподает катехизис в дополнительных классах при Харьковском коллегиуме.

1769 г. - начало странницького периода в жизни Григория Сковороды.

1770 г. - последние посещение Киева. Сковорода три месяца живет в Китаевой пустыне, откуда перебирается к ахтырского Троицкого монастыря.

1772 г. - написан «Разглагол о древнем мире», сразу после него - «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни».

1774 г. - с начала этого года Сковорода живет в селе Бабаи на окраине Харькова. Здесь он заканчивает «Басни Харьковския» и дописывает диалог «Кольцо».

1775 г. - Григорий Саввич посвящает В. С. Тевяшову свою новую работу - диалог «Алфавит, или букварь мира».

1776 г. - написано трактат «Икона Алкивиадская».

1781 г. - путешествие до Таганрога.

1783 г. - в Бабаях Сковорода заканчивает работу над диалогом «Брань архистратига Михаила со сатаною».

1783 - 1785 - в этот период написаны три работы: «Беседа 1, нареченная observatorium»; «Беседа 2, нареченная obserwamorium specula»; диалог «Пря бесу с Варсавою».

1785 - 1790 - Сковорода живет преимущественно в селах Гусинка, Маначиновка и Великий Бурлук.

1787 г. - он посвящает Федору Диському диалог «Убогий жаворонок», в этом же году пишет свой второй педагогический диалог «Благодарный Еродий».

1790 г. - дарит Я. М. Донцу-Захаржевскому «Книжечку Плутархову в спокойствии души». В этом же году переезжает жить в деревню Ивановка.

1791 г. - посвящает Михаилу Коваленському свой последний философский диалог «Потоп Змиин», что был написан в конце восьмидесятых годов.

1792 г. - весь этот год Григорий Саввич снова живет в Гусинцы.

1794 г. - весной этого года в Ивановцы художник Лукянов пишет портрет Г. С. Сковороды;

- летом Сковорода посещает Коваленскому в его орловском имении - селе Хотетові.

29 октября 1794 года Г. С. Сковорода умер в селе Ивановка, завещав написать на своем надгробии: «Мир ловил меня, но не поймал».

 

Родился Григорий Сковорода на Полтавщине 22 ноября 1722 года в семье малоземельного казака Саввы Сковороды. Позже Сковорода любил называть себя Григорием Вар - Саввой, то есть Сыном Покоя.

"Григорий на седьмом году от рождения отличался наклонностью к набожности, дарованием к музыке, охотою к наукам, твердостью духа. В церкви он добровольно ходил на крылос и пел чудесно, приятно".

По обычаю своего времени Григорий окончил четырехлетнюю дьяковскую школу и в шестнадцатилетнем возрасте поступил в Киево-Могилянской Академии.

Киевская Академия была первым высшим учебным заведением на Украине. Ее основатель - Петр Могила в 1631 году объединил братскую школу со школой Киево-Печерской Лавры в единый Киево-Могилянский Коллегиум, который с 1694 года приобрел статус Академии. Петр Могила обеспечивал академическую библиотеку лучшими изданиями, литературой различных религиозных и философских течений, приглашал из Европы лучших профессоров.

Академия стала центром духовной жизни Украины, который не уступал по уровню преподавания высшим учебным заведениям Европы того времени. Ее студентов можно было встретить в крупнейших университетских центрах - Сорбонне и Болонье, Кракове и Праге, Гейдельберге и Галле.

В Академии был создан ту интеллектуальную атмосферу, где нашли свое развитие классические гуманитарные науки. В первых четырех классах преподавали аналогию, інфиму, грамматику и синтаксиму. Те ученики, которые успешно перешли в пятый класс, становились студентами и на протяжении восьми лет изучали пиитику, риторику, занимались философией, богословием. В целом, учились в Академии 12 лет. Кроме обязательных дисциплин Сковорода освоил немецкий и польский языки, в совершенстве знал латынь, греческий и древнееврейский. Он читал в оригинале и хорошо знал произведения Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и Плутарха, Сенеки, Марка Аврелия, Цицерона, Горация и Вергилия.

Сковорода находился в Академии, правда с перерывами, почти 20 лет. Время от времени он отвлекался от учебы: был и певчим императорской капеллы в Петербурге, путешествовал по Европе, преподавал в Переяславском Коллегиуме, но всегда возвращался к своей Alma Mater.
В письме к своему ученику Михаила Ковалинскького он писал: "Пусть также всегда живут в твоей душе и такие слова Плиния - потеряно то время, которое ты не употребил для учебы."

Перечисляя круг дальнейших занятий Сковороды, можно вспомнить его сестер в имении Томаров, посещение Троице-Сергиевой Лавры, 10-летнюю преподавательскую работу в Харьковском Коллегиуме. К Харьковскому периоду его жизни относятся " Басни харьковские", курс лекций по этике, философские трактаты и диалоги.

Именно здесь Он познакомился со своим будущим учеником - Михаилом Ковалінським. Юноша не сразу принял своего учителя, он не смел и думать, что достоин его дружбы, хотя с восторгом, удивлением и уважением относился к способу его жизни и философских идей.

Только чудесное видение, приснившееся Ковалинскому убедило его в необходимости покориться судьбе. Он воспринял встречу со Сковородой не как рациональный жизненный факт, а как предопределенность. Только когда Ковалінський "пришел во видения и откровения Господня", эта дружба поднялась на вершины мистической действительности.

Сковорода направлял Ковалинского в его философском поиске, делился своими мыслями, учил философии как практичнй морали, писал письма, полные участием.

Настоящим счастьем для философа стала это дружба, и в ученики он видел свое продолжение. Дружба, писал Сковорода - "мое единственное утешение и мое сокровище, ее я ценю больше. чем пирамиды, мавзолеи и другие царские памятники". Но мир, что не поймал Сковороду, отобрал найкоштовне для учителя - наиболее обдаравоного ученика.

Насчет мистики в жизни философа, нельзя не вспомнить описанный Ковалінським из воспоминаний Сковороды факт мистического переживания, что случился с ним на 48 году жизни. Это был 1770 год. Сковорода уже третий месяц находится в Китаєвській пустыне у своего родственника Иустина:

"Вдруг приметил в себя внутренне движение духа непонятное, побуждающее его ехать из Киева. Видя нерасположение Иустина к отпуску эго, пошел он в Киев к друзьям и попросить, чтобы отправили его в Украину. То удерживают: он отговаривается, что ему дух настоятельно велит удалиться из Киева. Между сим пошел вон на Подол, нижний Огород в Киеве, пришед на гору, откуда сходят на Подол, вдруг, остановясь, почувствовал он обонянием такой сильный запах мертвых трупов, что перенесть не мог и тот час поворотился домой. Дух убедительно погнал его из города и он отправился в путь на другой же день. Через две недели в Охтырке получили известие, что в Киеве моровая язва, о которой в бытность его и не слышно было и что город заперт уже".

Когда Сковорода узнал об этом, его охватило переживания, что наложило отпечаток на дальнейшую жизнь философа. "Сердце его дотоле почитавшее Бога аки раб, оттоле возлюбило его аки друг".

"Мир ловил меня, но не поймал"

Все это время мир ловил Сковороду. Ему предлагали и высокие светские должности и духовную карьеру. Но он оставался верен своим принципам, отстаивал свою личную свободу и индивидуальность, не поддаваясь искушениям.

"Хватит бродит по свету! Время пристать в гавань, нам известны твои таланты. Святая Лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столпом церкви и украшением обители.

Ах, преподобные! - возразил он пылко, - Я столпотворение умножать собою не хочу, достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Божьем."


На вопрос харьковского губернатора Щербинина, почему Сковорода не возьмется за какое-то дело, он ответил, что мир подобен театру и что действующее лицо хвастается не по знатности роли, а за успешную игру.

"Я долго раздумывал над этим и после долгого испытания себя увидел, что не смогу сыграть в театре мира никакого лица успешно, кроме пониженного, простого, безобидного и одинокого. Я сию роль выбрал, взял и удовлетворен."

Обладая независимыми взглядами и собственными методами преподавания, Сковорода не нашел общего языка с руководством Харьковского коллегиума. Это было последнее место работы ученого и педагога. С тех пор он становится странствующим философом.

Преподавание в Харькове было последней попыткой идти обычной дорогой, и в то же время - толчком, благодаря которому в насыщенном растворе многолетних исканий началась быстрая и окончательная кристаллизация.

В его жизни начинается почти тридцатилетний период путешествия, аскетического отречения от всех соблазнов свідського жизни. Отказываясь от желания устроиться в жизни, Сковорода окончательно переносит свою жизнь в внутренние измерения, становится путешественником - перелетной птицей.

Посох странствующего - это глубокий символ его духа. Он брал Библию, флейту и отправлялся все дальше и дальше. Серая свита, сапоги на всякий випадоок и несколько подшивок работ - вот из чего состояло все его имущество. Непрерывная путешествие стало единственным делом его жизни, выражением его религиозности. Она стала добровольным подвигом отречения от тех обычных условий жизни, что является препятствием для внутренней жизни духа.

Быть путешественником, чувствовать себя в этом мире путешественника и смотреть на все вокруг, как смотрит случайный прохожий - значит оставаться равнодушным ко всему, что попадается на пути, понимать, что все это как появилось на мгновение, так через мгновение все исчезнет, убедиться, что нет в мире ничего вечного и постоянного, все течет и исчезает. Ему постоянно нужно идти в неведомые дали, помня о последней цели, о родной дом, где ждет усталого путника покой вечных суббот!

Он не знает никаких страстей, для него нет ничего здесь, а все существует там, по ту сторону, в будущем. Путешествуя физически, Сковорода метафизически входит в себя, возвращается в свой дом и находит свою внутреннюю сущность.

Вне тела, выше тела хотел бы жить философ, он хотел бы жить трансцендентальной жизнью, не иметь никакой собственности, даже тела своего. Потому что тот, кого гнетет вес проходящих вещей не может быть свободным и духовным.

Для него главным было быть, а не иметь, потому, что истинное совершенство человека не в том, что она имеет, а в том, какой она есть.

Умер Сковорода на рассвете в воскресенье 9 ноября 1794 года в селе Иванівка в имении знакомого помещика. Незадолго до смерти Сковорода сам выкопал себе могилу возле рощи под липой и завещал сделать на могиле надпись: "Мир ловил меня, но не поймал", что и было выполнено.


Философ с "крепкою душой и мирным сердцем". Какими же были его философия, его внутренний мир, его путь поиска истины?

Его философское учение возникло под влиянием многих источников и поэтому имеет довольно сложный характер. Чаще всего Сковорода обращается в своих рассуждениях к высказываниям представителей таких школ, как пифагорейцы, пифагорейцы, киренаики, стоики, скептики. Во взглядах на проблемы морали и этики авторитетами для Сковороды является Пифагор, Диоген, Сократ, а сама его философская система сформировалась под влиянием Платона и неоплатоников. Широко использовал Сковорода также идеи отечественных просветителей С.Полоцкого, Ф.Прокоповича, П.могилы, Д.Туптала и народное творчество: мифы, сказки, пословицы.

В своих трудах Григорий Сковорода учил, что существуют три мира: один большой и два малых. Большой мир - Вселенная - Макрокосмос, состоящее из множества миров. Второй - Микрокосмос - мирок человек. И третий - мир символов - Библия. Идеи, заимствованные Сковородой из Библии, проглядються во всей его философской системе.

Сковорода признает, что "Библия есть наисовершеннеший и наимудрейший орган", "она - аптека, наполненная божьей премудростью для лечения душевного мира, не исцеленного никакими земными лекарствами". В символическом мире Библии собраны фигуры всех небесных, земных и подземных вещей, что ведут человеческую мысль к понятию вечного.

Каждый из этих трех миров имеет две натуры: материальную - видимую - разрозненную, уходящую - и невидимую - вечную, единую, духовную. "Эта невидимая натура или Бог, все живое пронизывает и поддерживает, везде всегда есть, был и будет." Первичной является невидимая, духовная натура, видимая же натура есть только вечной тенью Бога.

Свойственные всем людям поиски счастья привели Сковороду к пониманию, что истинное блаженство человека не в погоне за проходящими благами внешнего мира, а в познании себя, обретении божественной мудрости и в срідній труда. Именно труд по душе гармонизирует отношения человека с Вселенной "Нет горшей муки, чем болеть мыслями, а болеют мысли, лишаясь врожденного дела".

Тот, кто познал себя (то есть образ Бога в своей душе), кто отрекся от собственной эгоистической воли, кто сделал себя проводником Божественной воли, становится Сыном Божьим - Вечным Человеком не подвластной ни греху, ни стражданню, человеком, у которого совесть, как чистый хрусталь.