Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Николай Бажан
Как осуществляется интерпретация музыки языком поэзии в цикле М. Бажана «Ночные концерты»?

Уникальность художественного таланта М. Желаемая определяется в частности тем, что музыка, живопись, архитектурные формы органично входят в его поэзию, художник делает попытку передать их словом. Еще в раннем творчестве он обращается к поэтическому постижению архитектурных форм в триптихе «Здания», с пластической выразительностью и экспрессией описывая высокие готические башни, барокко ворота и современное здание. Относительно смыслового наполнения это произведение имеет определенные просчеты, но его форма обозначена интересными авторскими находками. Поэт изображает архитектурные сооружения с помощью звукового ряда, создавая слуховые образы:

Над землей гремит.

Над старой землей гремит,

Как марш неслыханных веков,

Построение высокая музыка.

(«Дом»)

В тени пагорків, процвівши потаймиру

Звучит колонна, как звук гобоя,

Звучит собор камнями Dies irae!

Языков оратория голодных тел и рук.

(«Собор» )

Dies ігае (лат.) - гнев Божий.



М. Бажан, следуя поэтику барокко, щедро нанизывает сравнения, чтобы передать совершенство архитектурных форм: «встает огонь набожным готики, как костер веры, как старая мяса...», «...готический расцветал трилистник, как крест, как квит, языков псалма и как сон («Собор»); «преподнес, как пожаданий бокал, широкую ворота в вышину. Широкую ворота, грешную и земную, словно круглый перстень на руках упитанных» («Брама»).

Многочисленными являются и поэтические вариации М Бажана на музыкальные темы. Уже хрестоматийным стал пример из поэмы «Мицкевич в Одессе» (раздел «Мазурка»), когда поэт энергичными строками хорею передает жизнерадостное настроение танца:

Вместе прыгнут, станут в пары

Браво грянут.- рях-местах-местах,-

Дамы, барышни, гусары,

Джигуни в узких штанишках.

Помещики, негоцианты,

Фрачні франты, пачкарі.

Адъютантские аксельбанты,

Флотские шарфы и якоря.

Цикл «Ночные концерты» - это проявление любви поэта к миру музыки. По своей структуре он напоминает музыкальную гамму: семь стихов - семь нот. их сюжеты несложные. Это, например, эпизод, когда истощенные войной люди слушают в освобожденном Киеве знаменитую седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, беспокоящий монолог Шуберта, в котором раскрывается душа героя одного из стихотворений. М. Леонтович и современный украинский композитор Л. Грабовский - автор симфонии-легенды «Вечер на Ивана. Купала», созданной по мотивам повести М. Гоголя, Эдит Пиаф и Вила Лобос, Я. Сибелиус и Д. Шостакович - этот выбор имен обусловлен поетовими музыкальными предпочтениями, это отклик его души на непревзойденные творения разных эпох, народов и стилей.

Однако М. Бажан часто лишь отталкивается от конкретного музыкального произведения, выходит за его пределы, чтобы передать собственное восприятие музыки. Поэтому изображение музыкальных впечатлений происходит уже тогда, когда поэт обращается к соответствующей тематики. Музыкальность проявляется и в звучании самого стиха, в умелой имитации словом музыкального ритма, как, например, в стихотворении «Вальс Сибелиуса в Ленинграде», в котором тристопний амфібрахій точно передает плавность, замедленность и нежность звучания музыкального произведения. Такие звуковые образы, как «топот сапог», «глухой барабанный дробь», резкие слова иноязычные команд придают особую выразительность поэтическом рисунке в стихотворении «Седьмая симфония Шостаковича», тем более, что литературные образы соответствуют образам в партитуре симфонии. Но поэт не стремится к намеренному «омузичення» цикла «Ночные концерты». Главное для него - открыть музыку как богатейший спектр человеческих чувств: радости и грусти, счастья и страдания, безнадежности и отчаяния, веры и торжества жизни. М. Бажан использует принцип перевода музыки в зрительный ряд. Так, в поэзии «Колодец Леонтовича» он достигает этого с помощью емких метафор:

Капелька музыки. И оживут уста.

Росинка музыки. Бездонная глубина.

Слезинка музыки. Как плач земли, праздники.

Колодец музыки. Не вичерпать до дна

ее ни гению, ни ветра, ни летам...

Для М. Желательна музыка М. Леонтовича, многоголосие и лиризм его задушевных мелодий ассоциируются с образом потока живительной воды:

Журчание музыки. Оно идет потоком,

его не измерить ни числом, ни сроком,

Оно приливами растений, слезин, капель

Свой безостановочный разливает течение...

Удачно найденный поэтический параллелизм вода - музыка подчеркивает мысль о том, что музыка необходима человеку, как вода, однако она, музыка, в отличие от воды, поите и жаждущую душу человека, что желает новых и новых впечатлений, эмоций, настроений, пытаясь постичь окружающий мир.

Такими свежими и яркими красками М. Бажан раскрывает перед читателем «музыки благословенную соборность».