ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Вряд ли можно найти среди биографий поэтов-шестидесятников судьбу более яркую и более трагичной, чем судьба Василия Симоненко. За 28 лет жизни сделано было много и мало одновременно. Многие, несмотря на ту самобытную и богатую наследство, которую получила Украина от Василия Симоненко; мало, учитывая то, сколько он мог бы еще сделать, если бы не смерть, которая застала его в расцвете сил и творческой энергии.
Родился Василий Симоненко в селе Биивцы Лубенского района на Полтавщине в крестьянской семье. Этот край связан со многими прославленными именами и событиями. Например, М. Коцюбинский побывал когда вблизи Біївців у колодца, рядом с которой проходили шумные ярмарки. Здесь малый Вася учился понимать добро и зло, уважать человека труда.
Воспитывался без отца. Детство и юность пришлись на военные и послевоенные годы. Еще в школе Василий начал сочинять стихи, и школьники называли его громким словом «поэт». После окончания сельской средней школы (с золотой медалью) в 1952-1957 учился на факультете журналистики Киевского института. Работал секретарем в университетской многотиражке, был участником вузовской литстудии.
Симоненко начал писать, учась в университете. С 1957 он был сотрудником газет «Молодежь Черкащины», «Черкасская правда», собкором «Рабочей газеты». Как журналист, в своих статьях показывал недостатки партийно-бюрократического аппарата, за что подвергался систематической травле со стороны официальных властных структур.
Первый сборник стихов «Тишина и гром» появилась в 1962 году и сразу стала событием в литературно - художественной жизни Украины.
Весной 1960 года в Киеве был основан Клуб творческой молодежи. Участниками этого художественного образования стали Алла Горская, Лина Костенко, Иван Драч, Иван Светличный, Василий Стус, Николай Винграновский, Евгений Сверстюк и другие. Василий Симоненко принимал активное участие в работе клуба, много ездил по Украине, привлекался к литературных вечеров и диспутов, выступал на творческих вечерах... А еще занимался поисками мест массовых захоронений жертв сталинских репрессий. То было призвание сердца, внутренняя, потребность и выражение боли за народ, над которым было совершено бесчеловечное, зверское надругательство. В то время с участием Василия Симоненко было составлено и направлено в киевский городской совет Меморандум с требованием обнародовать местонахождение массовых захоронений и превратить их в национальные места скорби и памяти.
Точкой последнего отсчета для Василия Симоненко была событие, которое произошло летом 1962 года на железнодорожном вокзале в Черкассах. Между буфетчицей тамошнего ресторана и Симоненко случайно вспыхнула щонайбанальніша спор: за несколько минут до обеденного перерыва самоуправная хозяйка отказалась продать Василию пачку сигарет. Тот, конечно, возмутился. На шум-гам попалось двое дежурных милиционеров и, понятное дело, потребовали у Симоненко документы. Не предвидя ничего, Симоненко предъявил редакционное удостоверение. А дальше... дальше были побои в районном отделении милиции. Особенно жестокие побои, боль которых неугомонно мучил Симоненко до самой смерти. Немногим более чем через год после этого - 14 декабря 1963 года - он умирает.
После смерти поэта изданы сборники: «Земное притяжение» (1964) (выдвинута на соискание премии им. Т. Шевченко за 1965), «Стихи» (1966), «Лебеди материнства» (1981), «Стихотворения» (1985), сказки «Царь Плаксий и Лоскотон» (1963), «Путешествие в страну Наоборот» (1964), сборник новелл «Вино из роз» (1965), «Петухи на полотенцах» (1992). Когда первым слушателем сказок был сын поэта Лесик. Давно уже вырос Олесь, и вот уже новые поколения читателей читают сказки Симоненко.
Василия Симоненко был посмертно удостоен Национальной премии им. Тараса Шевченко в 1995 году.