Сільвай Иван
(1838-1904)
Сільвай Иван
Творчество писателя-будителя Ивана Антоновича Сільвая (известный под псевдонимом Уриил Метеор) - уникальное явление в закарпатском литературном процессе XIX века. Иван Сільвай вошел в историю нашего края как самый яркий борец против мадьяризации и ассимиляции закарпатоукраїнців. Путь І.А.Сільвая в литературу был сложный, противоречивый, что было обусловлено как характером писателя, так и тогдашним положением. Писатель родился 15 марта 1838 г. в свалявском селе Сусково в семье священника Антония Сільвая и Екатерины Легезы. Существует мнение, что отец І.А.Сільвая был из Венгрии и жил в Мария-Повчі, где проиграл в карты родовое имение и был вынужден переселиться в Сусково.
Иван Сільвай был третьим ребенком в семье, но единственным сыном, и поэтому отец уделял ему особое внимание. І.Сільвай, как и его старшие сестры, воспитывался в строгом религиозном духе. Вместе с тем Сільвай-отец свято соблюдал народные традиции и обычаи, стремясь привить их сыну. Будущий писатель рос среди простых сельских детей, "...в соприкосновении с этими простодушными сынами природы, и принимал первые впечатления, которые неизгладимо запечатлевались в сердце...". С раннего детства у Сільвая зародилась любовь к своему родному горного села, его жителей. Здесь в его воображении рождались романтические сказочные миры, "полные волшебных гор, где происходит жизнь, разинствующая своими чудесами вот настоящей жизни", "являются сказки, былины, поверья о похождениях, подвигах и удали витязей, одаренных сверхъестественною силой, о царях и царицах, о царевичах и царевнах, ... о разбойниках, колдунах, ведьмах, чаровниках, о сон-траве, о всетворящих ключах, ... о леших, домовых, потоплениках, опырях, чернокнижниках, добрых покровителях и злых врагах людей". На самом деле, это только поздние романтические воспоминания Сільвая, уже немолодого и опытного человека, в "Автобиографии" (90 гг.). А именно детство его было буденнішим и похожим на детство большинства поповских детей того времени.
Начальное образование І.А.Сільвай получил дома, в Сускові, под руководством отца, который старался приобщить сына к церковной жизни и церковных обрядов, а потому и в будни, и в праздники брал его с собой в церковь. Каждое утро Сільвай-отец будил сына "и приказывал немедленно одеться и окончить утреннюю молитву. То же самое повторялось вечером". Отец Антоний был также уверен, что "музыка, пение и вообще искусство много действуют на облагорождение сердца человеческого", а потому решил научить сына играть на скрипке и флейте. Видимо, стремясь дать сыну высокую музыкальную подготовку, Сільвай-отец не только сам учил сына, а и отвел его к известного в то время музыканта Константина Матезонського, российского эмигранта, организатора и руководителя единого полифонического хора ("Гармония", 1837) в тогдашней Австро-Венгрии.
Учась в Ужгородской гимназии и Сатмарській семинарии, а затем в Будапештском университете, Сільвай получил достаточно высокое образование для своего времени. В Будапеште Сільвай посещал одновременно два литературные кружки: "Венгерская школу" и "Славянскую школу". Сначала даже больше увлекался венгерской поэзией (Ш.Петефі, Я.Арань), а потом на русском (Н.гоголь, А.пушкин, М.Лєрмонтов и др.). значительное влияние на формирование русофильской позиции Сільвая должен был его земляк, преподаватель русской словесности Иван Раковский.
Иван Антонович Сільвай в лагере закарпатского русофильства занимает одно из виднейших мест. Он оказался самым плодовитым среди закарпатоукраїнського литературы второй половины XIX в.: его произведения составляют четыре объемные рукописные тома, которые ныне хранятся в домашнем архиве известного фольклориста и литературоведа П.В.Лінтура.
В первом, втором и третьем томах рукописи І.А.Сільвай вместил прозу, которая насчитывает вместе 28 произведений (И том - 12 произведений, II т. - 7 произведений, III т. - 9 произведений). Четвертый том рукописи составляет поэзия, Сільвай назвал его "Стихотворения Уриила Метеора", хоть в начале помещены "Автобиографию" (93 стр. рукописи). Всего в IV томе - 128 поэтических произведений, из них 124 написано на русском языке, 4 - на венгерском. По нашим подсчетам, 21 из прозаических произведений І.А.Сільвая печатались в тогдашней периодике Закарпатья, Галиции и России (1875 г.), а 7 - до этого времени не печатались вовсе. Впоследствии в 1938 г. отдельной книгой была издана "Автобиография", в 1941 г. газета "Русское слово" попыталась выдать литературное наследие І.А.Сільвая, но появился только один том (8 прозаических произведений), 1957 г. вышел сборник избранных произведений (10 прозаических и 11 стихотворных) І.Сільвая в Прешове, а в 1984 г. в сборник произведений писателей досоветского Закарпатья "На Верховине" (сост. О.В.Мишанич) были включены и произведения І.А.Сільвая. Большинство поэтических произведений, помещенных в рукописи не только не выходили отдельной книжкой, но и не печатались в периодике.
К рукописи не входят 40 надгробных проповедей, которые были изданы в 1898 г. отдельной книгой, а также по крайней мере 35 басен, которые, видимо, хранятся в одной из частных библиотечек Ужгорода.
Язык произведений І.А.Сільвая при всех ее недостатках является наиболее приближенной к русского литературного языка, что давало ему возможность печататься даже в России ("Славянский сборник", т. I, 1875), и в один момент эта речь была совершенно непонятной простому закарпатском крестьянину, к которому обращался писатель. Сільвай сотрудничал во многих тогдашних изданиях он печатался в "Церковной газете", "СвЅті", "Новом свЅті", "Сове", "Карпати", "МЅсяцословах", галицких "Слове" и "Новом Проломе".
Большинство произведений І.Сільвая опубликовано под псевдонимом Уриил Метеор ("Уриил" - "пламя господне"), в том числе рукопись, названный автором "Сочинения Уриила Метеора". Но псевдоним І.Сільвай взял не из цензурных соображений, ибо вся тогдашняя интеллигенция Закарпатья знала, кто такой Уриил Метеор. Даже разгневанный епископ С.Панкович, который проводил антиукраинскую политику, после появления "Крайцаровой комедии" в газете "СвЅт" (1870) сразу вызвал Сільвая как автора "пасквільного" произведения. Свой псевдоним І.А.Сільвай создал чисто как будительський, вкладывая в него идею о свое высокое призвание - осветить путь народу, увести его к лучшей жизни.
В творчестве І.А.Сільвая ощутимы традиции как местной литературы (Духновича, Павловича), так и венгерской (Верешмарти, Петефи, Арань) и русской (Гоголь, Пушкин, Кольцов, Лєрмонтов). Литературное наследие Ивана Сільвая - одно из самых заметных явлений литературного процесса Закарпатья, однако должного внимания к его литературного наследия не выявлено, значана часть его произведений так и остается неизвестна широкой читательской аудитории.
|
|