Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СТРЕЛЕЦКАЯ ПЕСНЯ


Украинцы веками героически защищали свой край, свою волю от агрессивных чужаков, и эта борьба нашла отголосок в разножанровых тематических комплексах фольклора - казацкого, гайдамака, опришкивского, стрелкового, повстанческого 40-х-50-х лет XX ст. С XX в. в сознании и памяти украинцев яркой осталась песенность Украинских Сечевых Стрельцов - уникальный пласт нашей песенной лирики, связанный с Освободительной борьбой украинцев времени Первой мировой войны. Феноменальність этой пісенности в том, что поименно знаем почти всех ее авторов, места создания песен, с непосредственной исторической близькости видим ее слияния с фольклорной традицией национального лиро-эпоса освободительных соревнований. Уже сам легион Украинских Сечевых Стрельцов, что родился в первые дни войны 1914 года из добровольцев-патриотов, был необычным явлением: в него влилась преимущественно образованный інтеліґентна молодежь, которая взяла в руки не только оружие, но и четкую программу национально-просветительской работы на постоях между боями, создавала школы, читальни, хоровые и оркестровые коллективы, печатные листки, журналы и др., направлены на то, чтобы „преподнести украинскую сознание и честь", как значилось в Правильнику „Прессовой квартиры" УСС. Такого не знает мілітарність в мировой истории!

Разнообразная творческая работа поэтов, композиторов, певцов (Михаил Гайворонский, Роман Купчинский, Степан Чарнецкий, Левко Лепкий, Юлиан Назарук, Юрий Шкрумеляк и др.) кристаллизовалась буквально в горниле боев на полях Подолья и Галичины, оживляя историческую преемственность древней фольклорно-литературной традиции украинской патриотической пісенности. Свидетельством тому является присутствие в стрелецкой песенности мотивов и образов казацкой лирики, песенных произведений на слова многих поэтов еще с XIX и начала XX вв.: Ю. Федьковича, И. Франко, О. Маковея, А. Колессы, П. Карманского, М. Вороного, а также произведений безымянных, что родились в среде украинских патриотических молодежных обществ „Сич", „Сокол" еще до войны и в послевоенное время оккупированной людьми, падкими на чужое соседями Украины. Жаль, что в поле зрения укладачки названного сборника не попали патриотические песни на слова П. Чубинского „Ще не вмерла Украина", И. Франко „Не пора, не пора!", О. Конисского „Боже Великий, Единый", которые постоянно были в сечевом песенном комплексе - достаточно заглянуть в „Сечевой песенник", благоустроенный Кириллом Трильовським (Вена, 1921). Стрелковая песенность в оккупированной Украине явно и подпольно всегда служило моральной опорой движению Сопротивления, своим содержанием, образами и мотивами органично вросла в песни-хроники, щедривки, гаивки, балладные песни, в новый повстанческий лиро-эпос.


Стрелецкие песни, а впоследствии и повстанческие песни, в ХХ в. подверглись тоталитарного уничтожения, ведь они ассоциировались с историческими эпохами, когда Украина пыталась утвердиться как независимое государство. Несмотря на откровенные запреты и преследования, стрелецкие и повстанческие песни сохранились и не утратили своей популярности. Ведь в них раскрываются от домашнего уюта и образования ради борьбы за национальную идею.
Сечевые стрельцы и воины украинской повстанческой армии, и когда казаки, - это охранники своей исконной земле. Они не завоеватели, не угнетатели других народов. Они защищали право на собственную Землю, Волю и Государство. Поэтому в казацких, стрелецких и повстанческих песнях человек предстает как носитель рыцарского духа, государственнической идеи. Именно таким запечатлен в песне образ Юрия Тютюнника - украинского военного деятеля, генерал-хоружого Армии Украинской Народной Республики, расстрелянного в Москве в 1929 году.
В стрелковых песнях мотив священного долга' перед Родиной всегда сопряжен с высокими интимными чувствами - любовью к матери, жены, сестры, любимой. Поэтому, несмотря на весь героизм и пафос стрелковой творчества, здесь присутствуют и лирика, и тонкий юмор, поэтика и мелодика, во многом заимствованные из древних народных песен.
Сечевые Стрельцы с удовольствием исполняли народные песни, приспосабливая их к своим реалиям. Однако, несмотря на глубокое родство с народными, большинство стрелковых песен имеют своих авторов. Тексты и мелодии этих песен переписывались в рукописные сборники и передавались из уст в уста, а потом издавались и исполнялись в профессиональных обработках известных композиторов.
В повстанческих песнях термины "казак", "стрелок", "повстанец" свободно изменялись в различных вариантах, поскольку украинские вояки отождествляли себя с героями прошлого. Повстанческие песни создавались в значительной степени на существующие мелодии казацких и стрелецких песен, и их авторство установить труднее.
Среди самых известных создателей слов и мелодий стрелецких песен - Роман Григорьевич Купчинский (1894-1979) - украинский писатель, критик, композитор. Одной из самых любимых среди украинцев его песен есть шуточная "Приуныли галичанки", написанная в 1918 году в день ухода Выучки и Коша Украинских Сечевых Стрельцов (УСС) на Херсонщину. Позже песня стала популярной и на Восточной Украине под названием "Плач галичанок". "Пьем, друзья", написанная в 1918 году в Выучке Украинских Сечевых Стрельцов (УСС), оставалась очень популярной среди галицкой интеллигенции в 30-х годах.
Создателем музыки и слов стрелецких песен был также Левко Лепкий.
Левко Лепкий (1888-1971) - писатель, издатель, композитор, автор музыки и слов песен "Гей, видно село", "Потому что война войной" и других. Большую популярность приобрел и его романс "Лодка качается", написанный автором в 1917 году под влиянием лунной ночи. Это произведение всегда имел большую популярность и сейчас звучит с концертной эстрады в различных исполнительских интерпретациях.
Гимном сечевых стрельцов была народная песня на слова Степана Чернецкого "Ой в лузе красная калина", с которой Украинские Сечевые Стрельцы шли на войну. В Легион Украинских Сечевых Стрельцов добровольцами записывались юноши, которые группировались в молодежных организациях "Пласт" и "Сокол" - цвет украинской молодежи.
Походным маршем стала песня "Гей гу, гей га...", гимн пластового куреня "Лесные Черти".
Стрелецкие и казацкие песни для хорового исполнения прорабатывали выдающиеся украинские композиторы-классики - Анатоль Вахнянин, Николая Лысенко, Кирилл Стеценко, Александр Кошиц, Станислав Людкевич, Василий Барвинский и другие композиторы.
В этой работе казацкие, стрелецкие и повстанческие песни представленные в хоровом обработке Остапа Нижанковского (1863-1919) ("Ой, на горі там женці жнуть"), Николая Леонтовича (1877-1921) ("Приуныли галичанки"), Евгения Козака (1907-1988) ("Вязанка украинских народных песен"), Недильского Ивана (1895-1970) ("Засяло солнце золотое"), украинским хоровым дирижером из Канады Степаном Гумініловичем ("Распрощался стрелок") и современными дирижерами и композиторами - Николаем Колессою (1903) ("Тихая вода" и "Пьем, друзья"), Андреем Кушніренком (1933) ("Сивый конь"), Павлом Зибровым (1957) ("Стрілецький романс"), Богданом Антковим (1942) ("Вперед, вперед", "О, Украина" на слова М. Вороного) и другими художниками.
Оригинальные произведения на стрелковую тематику писал известный дирижер из США Григорий Китастый, среди которых особую известность получила "Песня о Тютюнника" на слова Ивана Багряного.
В последние годы в профессиональной хоровой культуре возродился интерес к стрелецких и повстанческих песен. Этот жанр песен активно озвучивает мужская хоровая капелла "Боян", представив слушателям такие концертные цикловые программы как "Песни освободительных соревнований", "Приуныли казаки", "Героический эпос украинского народа", "Канты".