ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Родился будущий великий поэт Украины 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине в семье крестьян-крепостных Григория Ивановича и Екатерины Якимівні Шевченко. Из этого села родом мать поэта, крепостной пана Энгельгардта. Сюда после женитьбы, по распоряжению помещика, переселились они из Кирилловки на короткое время. Во время этого переселения у них родился сын Тарас.
В 1816 году семья Шевченко возвращается в родной Кирилловки. В этом селе прошло все детство нашего поэта, с ним связаны все первые его детские воспоминания и жизненные впечатления. «И вот стоит передо мною наша бедная, старая белая хата с потемневшей соломенной кровлей и черным дымарем, а возле дома на придирку яблоня с червонобокими яблоками, а вокруг яблони цветник - любимец моей незамужней сестры, моей терпеливой, моей нежной няньки! А у ворот стоит старая развесистая верба с засохшим верховьям, а за ивой - рига, омочена стожками ржи, пшеницы и разного, всякого хлеба; а за клуней косогором пойдет уже сад! И какой сад!, густой, темный, тихий, одно слово, другого такого сада нет на целом свете. А за садом левада, а за левадой долина, а в долине тихий, едва журкотить, ручей, обросший ивами и калиной и окутанный широколиственными темно-зелеными лопухами; а в этом ручье под нависшими лопухами купается приземистый белобрысый мальчик...»
До смерти матери (в 1823 г.), живя под ее опекой, мальчик, казалось, и горя не знал. Потом, начались те жизненные невзгоды, которые преследовали Тараса до самой могилы. У овдовевшего отца на руках остается пятеро детей, Никита, Екатерина, Тарас, Ирина и Иосиф, а впоследствии в их дом вошла мачеха со своими тремя малолетними детьми. С горькой болью вспоминал позже поэт этот период своей жизни: нищета, ссоры, несправедливость, издевательство. В 1825 году умирает отец, выразив знаменательное пророчество относительно будущего сына: «Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо, он не будет кой мужем: будет или что-то очень хорошо, или большой лодырь; для его мое наслідство или ничего не будет значит, или ничего не поможет».
После смерти отца маленького Тараса отдали в школу до сельского дьяка, где он учился читать и писать, освоил часослов и Псалтырь. Читал он кое-что и кроме Псалтыря. Впоследствии Шевченко вспоминал, как он школьником списывал в сорняках в самодельную тетрадь стихи Сковороды и колядку «Три царіє со дары». Наука ему давалась легко, но отмечался он непоседливостью и своенравием, за что часто бывал битым. Уже с детских лет оказывается в нем чрезвычайная любознательность ума, особая впечатлительность натуры. Милым же занятием для него, что превращалось в настоящий праздник, были повествования о прошлом. Он мог слушать их часами, живо представляя те картины и события. Отец Тараса Григорьевича был грамотный и достаточно осведомлен как для своей среды, отличался набожностью. Часто и охотно он рассказывал жития святых и подвижников благочестия. Иной характер рассказов был у деда Ивана - живого свидетеля Колиивщины. Герои его рассказов были хорошо известными людьми, а события еще не стерлись из народной памяти. Несомненно, это не могло не сказаться на формировании и творческом развитии будущего поэта. Тогда же проявляется его незаурядный талант к рисованию. Углем или мелом рисовал он на стенах, дверях, досках, где только можно было вместить образ, который рвался на волю из детского воображения.
С 1828 года Тарас некоторое время живет в хлипнівського маляра, тот, заприметив его изворотливость, оставляет при себе в прислуги. Вскоре отбыл на родину сам помещик и судьба поэта была решена: он был переведен в г в комнатные казачки. В свободные минуты парень копирует лубочные картины суздальской школы, украшали барские покои. Известным является факт, как, застав однажды своего казачка за таким занятием, Энгельгардт приказал устроить поэтому экзекуцию за то, что осмелился рисовать ночью, зажигая свечу. С Свободная Энгельгардты поехали в Варшаву. Там его отдали в науку к какому покоевого маляра, который, разглядев в юноше большой талант, посоветовал господину отдать его известному художнику Францу Лампе младшему. В 1830 году в Варшаве вспыхнуло восстание, что заставило Энгельгардта покинуть ее вместе со своей челядью и уехать в Петербург. Восемнадцатый год своей жизни поэт встретил уже в неприветливой, влажной, закутій в гранит и окутанной туманами северной столице Российской империи. Воспоминания о Вильно и Варшаву, об малярные студии казались далеким сном. Тараса уже ни на минуту не покидает желание научиться «божественного искусства». Он упросил господина отдать его на четыре года живописцу В. Ширяеву для дальнейшего обучения.
В 1836 году срок контракта истек, но Шевченко остался в художника уже как наемный рабочий-подмастерье. Порисовать для себя, дать отдых душе - на это просто не было времени. Но неудержимое желание стать настоящим художником заставляло изыскивать всякие возможности. Когда наступил сезон белых ночей, уриваючи часа от сна, заходил Тарас в летний сад и изображал там скульптуры. Это был период необычайного творческого подъема художника. Именно в это время он делает и первые поэтические попытки - появляется баллада «Причинная». Во время таких этюдов состоялась его первая встреча со своим земляком - художником И. Сошенко. Она имела чрезвычайно важное значение для дальнейшей судьбы Тараса Григорьевича. И. Сошенко знакомит его с. Гребенкой, получает разрешение посещать вечерние классы Общества поощрения художников, а позднее сводит с прославленным художником, профессором Академии художеств Карлом Брюлловым. Подневольное положение молодого талантливого художника волновало его петербургских друзей. В первых числах апреля 1837 года К. Брюллов начал работу над портретом В. Жуковского. Эту работу предполагалось разыграть в лотерее и на собранные средства выкупить художника. В апреле 1838 года господину Енгельгардту было вручено огромную на то время сумму - 2500 рублей, и 22 апреля подписан документ, которым помещик предоставлял Шевченко волю. А со следующего дня Тарас уже посещал рисовальные классы Академии и вскоре стал одним из любимых учеников К. Брюллова. Совет Академии трижды награждала его серебряными медалями второй степени.
В апреле 1840 года появляется в свет «Кобзарь», стал переломной вехой не только в творческой жизни поэта, но и в жизни всего украинского народа. Журналы и газеты Петербурга единодушно отметили высокий талант, неповторимую эмоциональную интонацию, образность, народный колорит, искренность и самобытность издание.
Это время становится периодом расцвета гениального художника. С особым вдохновением он рисует, пишет стихи, много путешествует.
В мае 1843 года вместе с писателем Является. Гребенкой поэт посещает Украину. Качановка, Киев, Екатеринослав, Хортица, Кирилловка - вот лишь .некоторые села и города, где побывал Кобзарь. Длительное время живет в Яготине, в имении князя Репнина. Посещает он и ряд других городов. В 1844 году выходят в свет поэмы «Гамалия», «Чигиринский кобзарь», «Гайдамаки», альбом офортов «Живописная Украйна». Годом позже, тяжело заболев во время очередного путешествия, пишет знаменитый «Заповіт» в Переяславе. Путешествия, встречи, чтения вдохновляют поэта на все новые и новые замыслы.
В конце апреля 1846 года он возвращается в Киев, где знакомится с М. Костомаровым, одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, участвует в его заседаниях. Зимой 1847 года совершает длительное путешествие на Черниговщину. В марте этого же года издается тайное распоряжение об аресте Шевченко. 30 мая ему объявили приговор о ссылке в Отдельный Оренбургский корпус солдатом «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Из Оренбурга поэта отправляют в Орске крепость. И несмотря на строгий надзор и запрет, Шевченко нарисовал автопортрет и написал ряд поэтических произведений для захалявных книжечек. В апреле 1850 года за нарушение указа о запрете писать и рисовать Шевченко арестовывают и отправляют на полуостров Мангышлак. Весной следующего года его зачисляют в экспедицию для поисков каменного угля в горах Каратау.
С 1853 года, когда комендантом Новопетровского укрепления стал майор И. Усков, который с пониманием и сочувствием относился к поэту, условия его жизни немного смягчились и полегчали. 1857 года он был освобожден из ссылки. Тарас Григорьевич отправляется в Нижний Новгород, где узнает о новой запрет на право въезда в Москву и Петербург. Правда, меньше чем через год запрет был снят. В начале марта 1858 года он прибывает в Москву, где посещает О. Бодянского, С. Аксакова, М. Максимовича, Варвару Репнину, которой в свое время посвятил поэму «Тризна». 27 марта Шевченко прибыл в Петербург, где его радостно приветствовали представители творческой интеллигенции. Он получает отдельную комнату от Академии художеств, начинает прорабатывать те наработки, которые собрались за долгие годы ссылки. Вычитывает невольничью поэзию, трудится над офортами, посещает театры, литературные вечера, встречается с друзьями.
Летом 1859 года поэт снова отправляется на родину, встречается с друзьями, родней. 15 июля, вблизи Прохоровки, Шевченко арестовывают и отправляют сначала в Черкассы, потом в Мошны, а 30 июля - в Киев. Оттуда, через Москву, он возвращается в Петербург. Ностальгия, тоска по родной земле не оставляют великого Кобзаря. Осенью он обращается к Варфоломею Шевченко с просьбой купить материал для строительства дома и найти участок для нее.
Летом 1860 года знакомится с Лукерьей Полусмаковою, женщиной, которую, как ему кажется, искал всю жизнь. И построить семейное счастье ему так и не суждено. С осени начинает резко падать здоровье поэта. И даже больным он продолжает рисовать, писать стихи, переписываться. 25 февраля поэт еще получил поздравительные телеграммы по случаю дня рождения, а на следующий день, в 5 часов ЗО минут утра его уже не стало. 28 февраля состоялись похороны Тараса Григорьевича Шевченко на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 мая он был перезахоронен в Украине, в Каневе, на Чернечей горе.
Смерть Шевченко в расцвете творческих сил была огромной потерей для литературы и освободительного движения. И его поэзия жила, действовала, распространялась в списках и российских и зарубежных изданиях. Шевченко, имя которого стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Байрона, Мицкевича, поднял украинскую литературу до уровня самых развитых литератур мира.
Поэзия шевченко стала этапом и в развитии украинского литературного языка. Шевченко завершил процесс ее формирования, начатый еще его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив ее синтез с живым народным языком и обогатив выразительные возможности украинского художественного слова.