Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Михаил Васильевич (Михаил) Семенко

(31 декабря 1892 - 23 октября 1937)

Михайль Семенко

Михаил Васильевич (Михаил) Семенко родился 31 (19) декабря 1892 года на Полтавщине в селе Кибинцы в семье волостного писаря, который стал потом писарем земской управы в городке Хорол. Семенкова мать, которая закончила только начальные классы церковноприходской школы, был писателем-самоучкой, автором ряда повестей, напечатанных под ее девичьей фамилией - Мария Проскурівна. Брат поэта, Василий, был интересным художником, вместе с Михаилом начинал на Украине футуристическое движение, но в начале империалистической войны погиб на Западном фронте. Второй брат - Александр и сестра Александра тоже писали стихи, и совсем молодыми погибли от туберкулеза.

В Хороле Михаил поступил в реальное училище, а закончил его - поскольку в Хороле не было старших классов - уже в Кременчуге. Далее - Петербург, психоневрологический институт, детище В.П.Бехтерєва.

С Петербургом было связано многое - начало литературной труда и захвата футуристическими теориями, первая любовь, жестокая нужда, параллельные с Психоневрологическим институтом занятия - класс скрипки - в консерватории.

В институте Семенко успел закончить только три курса, дальше учебу прервала война и мобилизация. В ноябре 1914 года он уезжает на Дальний Восток. Ему повезло. Вместо того, чтобы воевать "за веру, царя и отечество" где-то на Западном фронте, он оказался в типично военном городе, но далеко от войны.

Во Владивостоке поэт пробыл около трех лет. Здесь родилось глубокое и одновременно бесконечно тревожное чувство к его будущей жены. Лидия Ивановна Горенко родилась в 1898 г. в семье украинцев-переселенцев на Дальний Восток. Чувству к ней поэт обязан высоким взлетам своей лирики, появлении в ней - и прежде всего в циклах "Осенняя рана", "Пьеро любит" - совсем новых мотивов и творческих решений.

Во Владивостоке Семенко не только сидел в карцере № 4, в котором посвятил одноименное стихотворение, но и определил свой путь до "людей в кожанках", к революционного мажора поэм 1919 года - "Тов.Сонце", "Весна", "Степь", что воспели "сонцевесняну путь" Октября в самом разгаре громаданської войны на Украине.

В конце сентября 1917 года поэт уезжает из Владивостока сначала в Сучан, затем в Харбин, а в декабре он уже в родных Кибинцах. В апреле 1918 года Семенко, как свидетельствуют подписи под стихами, уже в Киеве.

За Деникина его арестовали и бросили в Лукьяновской тюрьме, и, пожалуй, только случайно он избежал судьбы расстрелянных деникинцами в ноябре 1919 года Василия Чумака и Гната Михайличенко, вместе с которыми возглавлял первый украинский советский литературно-художественный журнал "Искусство".

1918-1920 гг., еще в условиях гражданской войны, Семенко пробует создать футуристическую организации - "Фламинго" и альманах "Восстание". По тому идут более удачные попытки - "Аспанфут", "Комункульт" и, наконец, в 1927 году - "Новая генерация" и одноименный журнал. В противоположность другим печатным органами украинских футуристов, таким как "Семафор в будущее", "Катафалк искусств", "Гонг комункульту", "Бумеранг", "Новой генерации" удалось стать действительно периодическим изданием, которое выходило в 1930 году, объединив вокруг себя ряд писателей и художников.

В 1921 г. Семенко входил в состав делегации УССР по подписанию Рижского мирного договора между РСФСР и УССР с одной стороны, и Польшей - с другой. 1922 года он работает в представительстве УССР в Москве. С 1924-го по 1927 г. Семенко - главный редактор Одесской киностудии и ВУФКУ, в 1925 г. - член редколлегии "Журнала для всех". В 1926 г. был редактором фильма "Тарас Шевченко", а в 1928 г. в составе делегации украинских писателей ездил в Белоруссию.

В 1929 году Семенко путешествует в передгітлерівський Берлин, подталкивает его к созданию цикла стихов и поэмы "Германия".

В 1929 г. Семенко был заместителем председателя Всеукраинской ассоциации революционного кино, в 1930 г. - членом жюри Международного конкурса на проект памятника Т. Г. Шевченко (г. Харьков). В 1931 г. осуществлял общую редакцию трехтомника В. Маяковского (изд-во "Книгоспілка"), в 1932 г. был членом оргкомитета Единого союза советских писателей Украины. С 1933 г. входил в редколлегии "Литературной газеты", в 1934 г. одним из первых стал членом Союза писателей Украины, был в числе участников 1-го съезда советских писателей Украины.

Жизнь Михайля Семенко оборвалась 24. X. 1937 г. После последнего зажиттєвого издание "Избранных произведений" в 1936 г., произведения Семенко не печатались почти 50 лет, вплоть до издания стихов "Советским писателем" в "Библиотеке поэта" 1985 года.

Михайлю Семенко принадлежит заслуга широкой разработки верлибра (свободного стиха). Семенкові верлибры были если не абсолютно новым, то во всяком случае новым - как последовательный художественный принцип - явлением для украинской поэзии. Хотя создавались они все-таки на основе известной национальной поэтической традиции.

С одной стороны, как это отмечал еще в двадцатые годы В. И. Белецкий, верлибр имел "некоторое корни в старой народной или напівнародній поэзии дум и исторических песен". С другой - его подготовила огромное версифікаційна практика Николая Вороного.

Верлибр стал для Семенко действительно свободным стихом, свободным от жестких норм классической версификации и свободным в немного другом значении - значении духовного раскрепощения, возможности вылиться без оглядки не только на строго регламентированы стихотворные приемы, а приемы их обязательного для футуристистичних прокламаций разрушения.

Еще в десятые годы Семенко подготовил почву, на которой позднее возник свободный стих Василия Эллана, Валериана Полищука, Майка Йогансена и ряда других поэтов первых лет революции. Верлибр поэта не может быть сведен только к определенных абстрактно взятых, внешних признаков. Он интересный и значительный прежде всего тем, что определенные внутренние состояния художника органически не могли кристаллизоваться в каких других стихотворных формах, кроме формы свободного стиха.

Когда в 60-х годах вновь начал возрождаться интенсивный интерес к свободному стиху, большинство молодых украинских поэтов, восхищенные его внешней раскованностью, не знали огромного - именно в этой области опыта Семенко. Не знали, прежде всего, закона, органично освоенного и во многом открытого его индивидуальной поэтикой сначала к революции, а затем в революционные годы. В верлібрі важна не так привычна отсутствие рифм, определенная непредсказуемость ритмических ходов и т. д., как конкретная душевная или объективная ситуация, которая внутренне требует именно такого, а не иного выражения в стихе.

По материалам вступительной статьи Евгения АДЕЛЬГЕЙМА.