Михайль Семенко
Михаил Васильевич (Михаил) Семенко родился 31 (19) декабря 1892
года на Полтавщине в селе Кибинцы в семье волостного писаря, который стал потом
писарем земской управы в городке Хорол. Семенкова мать, которая закончила только
начальные классы церковноприходской школы, был писателем-самоучкой, автором
ряда повестей, напечатанных под ее девичьей фамилией - Мария Проскурівна. Брат
поэта, Василий, был интересным художником, вместе с Михаилом начинал на Украине
футуристическое движение, но в начале империалистической войны погиб на Западном
фронте. Второй брат - Александр и сестра Александра тоже писали стихи, и совсем
молодыми погибли от туберкулеза.
В Хороле Михаил поступил в реальное училище, а закончил его -
поскольку в Хороле не было старших классов - уже в Кременчуге. Далее - Петербург,
психоневрологический институт, детище В.П.Бехтерєва.
С Петербургом было связано многое - начало литературной
труда и захвата футуристическими теориями, первая любовь, жестокая нужда,
параллельные с Психоневрологическим институтом занятия - класс скрипки - в
консерватории.
В институте Семенко успел закончить только три курса, дальше
учебу прервала война и мобилизация. В ноябре 1914 года он уезжает на
Дальний Восток. Ему повезло. Вместо того, чтобы воевать "за веру, царя и
отечество" где-то на Западном фронте, он оказался в типично военном городе,
но далеко от войны.
Во Владивостоке поэт пробыл около трех лет. Здесь родилось
глубокое и одновременно бесконечно тревожное чувство к его будущей жены. Лидия
Ивановна Горенко родилась в 1898 г. в семье украинцев-переселенцев на Дальний
Восток. Чувству к ней поэт обязан высоким взлетам своей лирики, появлении в ней - и
прежде всего в циклах "Осенняя рана", "Пьеро любит" - совсем новых мотивов и
творческих решений.
Во Владивостоке Семенко не только сидел в карцере № 4, в котором
посвятил одноименное стихотворение, но и определил свой путь до "людей в кожанках", к
революционного мажора поэм 1919 года - "Тов.Сонце", "Весна", "Степь", что воспели
"сонцевесняну путь" Октября в самом разгаре громаданської войны на Украине.
В конце сентября 1917 года поэт уезжает из Владивостока сначала
в Сучан, затем в Харбин, а в декабре он уже в родных Кибинцах. В апреле 1918
года Семенко, как свидетельствуют подписи под стихами, уже в Киеве.
За Деникина его арестовали и бросили в Лукьяновской тюрьме, и,
пожалуй, только случайно он избежал судьбы расстрелянных деникинцами в ноябре
1919 года Василия Чумака и Гната Михайличенко, вместе с которыми возглавлял первый
украинский советский литературно-художественный журнал "Искусство".
1918-1920 гг., еще в условиях гражданской войны, Семенко пробует
создать футуристическую организации - "Фламинго" и альманах "Восстание". По тому
идут более удачные попытки - "Аспанфут", "Комункульт" и, наконец, в 1927 году -
"Новая генерация" и одноименный журнал. В противоположность другим печатным органами
украинских футуристов, таким как "Семафор в будущее", "Катафалк искусств",
"Гонг комункульту", "Бумеранг", "Новой генерации" удалось стать действительно
периодическим изданием, которое выходило в 1930 году, объединив вокруг себя ряд
писателей и художников.
В 1921 г. Семенко входил в состав делегации УССР по подписанию
Рижского мирного договора между РСФСР и УССР с одной стороны, и Польшей - с другой.
1922 года он работает в представительстве УССР в Москве. С 1924-го по 1927 г.
Семенко - главный редактор Одесской киностудии и ВУФКУ, в 1925 г. - член
редколлегии "Журнала для всех". В 1926 г. был редактором фильма "Тарас Шевченко",
а в 1928 г. в составе делегации украинских писателей ездил в Белоруссию.
В 1929 году Семенко путешествует в передгітлерівський Берлин,
подталкивает его к созданию цикла стихов и поэмы "Германия".
В 1929 г. Семенко был заместителем председателя Всеукраинской ассоциации
революционного кино, в 1930 г. - членом жюри Международного конкурса на проект
памятника Т. Г. Шевченко (г. Харьков). В 1931 г. осуществлял общую редакцию
трехтомника В. Маяковского (изд-во "Книгоспілка"), в 1932 г. был членом
оргкомитета Единого союза советских писателей Украины. С 1933 г. входил в
редколлегии "Литературной газеты", в 1934 г. одним из первых стал членом Союза
писателей Украины, был в числе участников 1-го съезда советских писателей
Украины.
Жизнь Михайля Семенко оборвалась 24. X. 1937 г. После последнего
зажиттєвого издание "Избранных произведений" в 1936 г., произведения Семенко не печатались
почти 50 лет, вплоть до издания стихов "Советским писателем" в "Библиотеке
поэта" 1985 года.
Михайлю Семенко принадлежит заслуга широкой разработки верлибра
(свободного стиха). Семенкові верлибры были если не абсолютно новым, то во всяком
случае новым - как последовательный художественный принцип - явлением для украинской поэзии.
Хотя создавались они все-таки на основе известной национальной поэтической
традиции.
С одной стороны, как это отмечал еще в двадцатые годы В. И. Белецкий,
верлибр имел "некоторое корни в старой народной или напівнародній поэзии дум и
исторических песен". С другой - его подготовила огромное версифікаційна
практика Николая Вороного.
Верлибр стал для Семенко действительно свободным стихом, свободным от
жестких норм классической версификации и свободным в немного другом значении -
значении духовного раскрепощения, возможности вылиться без оглядки не только на
строго регламентированы стихотворные приемы, а приемы их обязательного для
футуристистичних прокламаций разрушения.
Еще в десятые годы Семенко подготовил почву, на которой позднее возник
свободный стих Василия Эллана, Валериана Полищука, Майка Йогансена и ряда других
поэтов первых лет революции. Верлибр поэта не может быть сведен только к
определенных абстрактно взятых, внешних признаков. Он интересный и значительный прежде всего тем,
что определенные внутренние состояния художника органически не могли кристаллизоваться в каких
других стихотворных формах, кроме формы свободного стиха.
Когда в 60-х годах вновь начал возрождаться интенсивный интерес
к свободному стиху, большинство молодых украинских поэтов, восхищенные его
внешней раскованностью, не знали огромного - именно в этой области опыта
Семенко. Не знали, прежде всего, закона, органично освоенного и во многом
открытого его индивидуальной поэтикой сначала к революции, а затем в
революционные годы. В верлібрі важна не так привычна отсутствие рифм, определенная
непредсказуемость ритмических ходов и т. д., как конкретная душевная или объективная
ситуация, которая внутренне требует именно такого, а не иного выражения в стихе.
По материалам вступительной статьи Евгения АДЕЛЬГЕЙМА.