Михайль Семенко
Дополнительная биография
Создатель и бессменный лидер украинского
футуризма от его начала (1913) до полицейского уничтожения Москвой (1934).
Родился 31 декабря 1892 года в селе Кибинцы Миргородского уезда на
Полтавщине. Учился в реальной школе и три года в Петербургском
психоневрологическом институте. Первая мировая война прервала образование; 1914 он
уехал в Америку, но застрял в Владивостоке, прожив в нем и его окрестностях
три года. 1916 - 1922 был членом коммунистической партии; вышел из партии,
оставшись беспартийным. Как только началась революция, Сенька сразу возвращается
в Киев, где становится упорным, энергичным вожаком «футуристической революции» в
украинской литературе.
Писать начал рано; первое печатное произведение его появился в журнале Украинская хата. В 1913 вышла первая
сборник его стихов Прелюдия, а в 1914 -
две следующие его книги Дерзания и Кверофутуризм. В этих сборниках он раз и
навсегда родится и оформляется футуристом, что взялся разрушить
дотеперішню линию развития украинской лирики и искусства, вводя вместо
традиционных сельских - урбанистические мотивы, вместо мечтательной личной лирики
- громкую манифестацию нервной души, что демонстрирует себя громко и публично в
шуме каварень и улиц, отбрасывая мелос и размеренный такт и оперируя
диссонансами и верлибром, сводя в сферу поэтического всю прозу щоденности.
Положение «белой вороны» не угнетает его, наоборот, придает ему больше
зухвалости и желание эпатировать всех и вся. В условиях революционного Киева Семенко
с шумом и реклямою организует футуристический движение в литературе и искусстве.
Проявлениями его являются: два числа Универсального
журнала (Киев, 1918); Флямінго за
участием первостепенное современного художника Анатолия Петрицкого (1919); Альманах трех за подписью О.
Слисаренко, Г. Любченко, М. Семенко (Киев, 1920); одно-единственное число Катафалк искусства. Ежедневный журнал панфутуристов-деструкторов (Киев, 1922), равно
число Семафор в будущее. Аппарат
панфутуристів (Киев, 1922); Октябрьский
сборник панфутуристів (Киев, из-во «Гольфштром», 1923); Гольфштром. Сборник И. Літсектор АСКК (Харьков, ДВУ, 1925), был
органом Семенкової организации «Асоціяція Коммунистической Культуры»; Встреча на перекрестной станции. Разговор
трех (Киев, из-во «Бумеранг», 1927). Однако наибольшим организационным и
периодическим произведением Семенко была группа и месячный журнал Новая генерация (Харьков, 1927 - 1931) - хорошо исправленное и
искусно оформляемый в західньомодерністичному стиле, с интересными формальными
исканиями в поэзии и прозе (репортаж), но и с огромной дозой этажного
прожектерства, безвартісного жонглирование деструкцией и претенсією на гегемонию
в литературе как создателя «ленинизма в культуре». Переход к претенсій политических
в духе официальной идеологии знаменовал художественную неудачу Семенкового футуризма,
который при большей независимости от Москвы украинской культуры и быстрых темпах
положительного современного развития Украины мог бы был відограти куда большую и
действительно модернізаторську роль. Раздраженный тем, что эта историческая роль пришлась
фактически таким группам, как ВАПЛИТЕ, неоклясики или группа «Звено», - Семенко
направил свою энергию на политическую дискредитацию тех групп в глазах Москвы. Од
Семенко уходят такие выдающиеся писатели, как Слисаренко, Бажан, а фактически и
Олекса Влызько - все они переходят к ВАПЛИТЕ или, как Влызько, печатаются в ее
органах. Сам Семенко падает жертвой (одной из самых интересных в истории литературы)
мистификации Эдварда Стрихи (Костя Буревия), который сумел годами печатать в
Семенковій Новой Генерации дерзкие и
убийственные пародии на Семенко и футуризм.
Семенко как поэт был не в меру плодовит. С 1918 по 1931 год он выпустил
одна за другой круг двадцати книг, в том числе и два итоговые издания: Кобзарь (полный сборник поэтических произведений
в одном томе, 1910 - 1922), Киев, из-во «Гольфштром», 1924, 654 с. и Полное собрание сочинений ( в трех томах),
Харьков, 1930 - 1931. Плуг Семенкової поэтического творчества, не взяв солидно
соответствующей своим силам глубины, пошел скакать во всех направлениях литературного
поля, доконуючи раз нужно срывание веками злежалої целины, а другим вместе
перепахивая совершеннейшее культивируемые новые посевы. Если бы была возможность собрать всю
его поэтическое творчество, то из нее можно бы одсіяти книжку стихов свежей мысли и
чувства, привлекательных образцов современной урбанистической лирики, новых звуковых
асоціювань, строфічних новостроек, обновленной метафоры.
По европеизации украинской поэзии, за
влияние на талантливую молодежь, за незнищимий в нем дух свободной богемы, наконец,
за попытку дать свою собственную интерпретацию «ленинизма в культуре» - Семенко
при всей своей верности режиму на всех его заворотах был уничтожен тем
режимом. После расстрела Алексея Влизько московским выездным судом в декабре 1934
года вскоре был арестован и Семенко. Все связанные с его именем издание
были изъяты из обихода, а сам неугомонный предводитель украинского футуризма еще в
зените своей жизни исчез навсегда на Соловецком «острове смерти».
Юрий ЛАВРИНЕНКО
Украинское слово. - Т. 2. - К., 1994.