Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Трагедия родного края в драме Леси Украинки «Боярыня»

Драма «Боярыня», до недавнего времени мало знакома украинскому читателю, занимает в творческом наследии Леси Украинки исключительное место. Прежде всего потому, что все остальные ее драматические произведения, кроме «Лесной песни», построенные на экзотическом материале, и фоном для них служат события из жизни других народов в былые времена.
Драма «Боярыня» построена на материале украинской истории. В произведении говорится о сутки Руины и гетманом Дорошенко. Совсем не случайно Леся Украинка выбрала трагический для украинской истории период. Исходя из особенностей своей творческой натуры, она изображала в художественных произведениях не спокойная жизнь, а времена общественных катаклизмов и неравновесия. Ее герои изображены правдиво и напряженно, потому что тяжелые обстоятельства освещают человеческую натуру с особой рельефностью.
Леся Украинка обрисовала сутки Руины, возможно, и потому, что во времена, когда создавалась пьеса, украинская национальная идея принадлежала до самых крамольных. Достойный уважения поступок писательницы, которая во времена запрета на историческую правду обратилась к болезненной темы взаимоотношений Российской империи и Украины.
В исторический период, описанный в произведении, ситуация в Украине напоминала руины - в руинах находилась национальное самосознание украинцев. Доживало последних дней гетманство. Господство Москвы распространялось и крепло в Украине с удивительной скоростью и наглостью. Российское самодержавие стремилось к централизованной власти, которая должна подчинить себе национальные окраины, и не в последнюю очередь «Малороссию». Из разоренной Украины тянулись на царскую службу казацкие старшины с семьями в поисках лучшей доли для себя и своих сыновей. В Московии они получали возможность применить свои силы и ум, а царь охотно принимал услуги чужаков. Казакам предлагали деньги и карьеру, и желающие находились. В пьесе «Боярыня» такая судьба постигла Степана и его отца.
Главная героиня произведения, Оксана, влюбилась в молодого боярина Степана во время визита в родительском имении гетмана, в свите которого он был. За него девушка впоследствии выходит замуж. Счастливый Степан забирает молодую жену в Московщину, где находится на службе у царя.
Чужая сторона начинает угнетать Оксану - ее, «хохлушку», презирают местные люди. Она во всем видит отличие от быта и обычаев своего родного края - и это отличие не в пользу Московии. В Украине где не ступи - там услышишь песню, а здесь - разве что среди пьяного бреда. Украинские девушки и женщины - нарядные и веселые, ловкие ко всему, отважные: слово смелое сказать, круто обойтись с тем, кто этого заслуживает. Тут же «какая-то неволя бусурменська»: не смей ни глаз поднять, ни разговор поддержать, ни за ворота двора ногой ступить. Только и того «права», что мужчинам в «горнице» угощение внести.
Оксана, дочь знатного казацкого рода, не обделена ни умом, ни | красотой, ни волей, не могла и не хотела принимать такое жизнь. И даже не это угнетало молодую женщину больше всего: она видела, как унижают и презирают здесь ее земляков, как на царскую потеху отплясывают гопака на всевозможных учтах потомки некогда славного казацкого воинства, и муж ее, Степан, среди них. Он среди шутов «холопом Степкой себя вопиет, и руки целует, как раб».
Оксана, живя далеко от родного края, тяжело переживает поражение Дорошенко: «Зломилася воля, Украина легла Москве под ноги». Она вдруг поняла, что, впустив в сердца любовь и поддавшись его чарам, став женой царского слуги, переступила определенную черту. Оксана пеняет мужу: «Сидел-сидел в печке московском, пока лилась кровь, пока соревнование велось за жизнь там, на Украине». Однако Степан убеждает жену, что родине можно послужить и в Москве, заступаясь за Украину перед царем.
Мысль о порабощении родного края не дает Оксане покоя. Она воспринимает свою обездоленность через призму общенародного бедствия. А Степан, видя страдания жены и слушая ее зажигательную смелую язык, пугается и напоминает жене о «дыбу» за крамолу. Оксана восклицает в отчаянии: «Везде горе, везде, куда не обернись... везде сваи, плети».
Образ красивой Девушки, которая чахнет в неволе, перекликается с образом занапащеної Украины, сплюндрованої не только врагами, но и «московскими прихвостнями». Последний славный гетман - и тот, несмотря на всю пылкость нрава, несмотря на свою безграничную любовь к Украине, не смог отвоевать ее независимость. И едут на службу в Москву за соболями и кармазинами, за 1 карьерой и привилегиями потомки славного казацкого рода. В этом - величайшая трагедия родного края. Некогда цветущая Украина «погибает, увядает», потому что «это правда, не растут цветки в темнице».
 
II
 
Бессмертен тот, кто посвятил свою жизнь служению народу, потому что горит в его сердце искра неугасающей Прометеєвого огня. Искра одержимости, искра неповиновения, искра самоотречения. Мужество, большая сила духа были подарены той, что вошла в литературу со словами «воля», «Украина». На весь мир гордо провозгласила: «Я - Украинка», хотя еще ребенком осознала: «Ни судьбы, ни воли у меня нет». И не примирилось, а всю жизнь упорно искала на скрижалях 1 трагической истории своего народа ту потерянную свободу, потому что стеснялась, «что мы такие несвободные, что носим оковы и спим под ними спокойно».
Леся Украинка! Это ей хватило мужества заявить: «Неволя еще мерзенніша, если она добровольная». Эта мысль беспокоила ее всю жизнь. И, наверное, именно она и вызвала появление драматической поэмы «Боярыня», сгусток душевной боли поэтессы, вызванный трагедией родного края. Неуемная Леся старалась достучаться до сердца каждого украинца, чтобы пробудить усыпленное чувство национального достоинства.
События драмы возвращают нас к тем страницам истории Украины, были названы эпохой Руины. На Переяславской раде Богдан Хмельницкий подписал соглашение с Россией, присягнув на верность московскому царю, положив начало порабощению украинских земель. Казацкая старшина, доказывая верность присяге, пошла на службу в своих поработителей. Сбросил когда-то казацкий жупан и отец Степана (героя драмы), надев боярское одеяние. А теперь и сын пытается доказать свою верность великорусской государству.
Степан уже давно покинул родную землю. За мужем едет в Москву и Оксана, веря, что рядом с любимым и чужбина ей будет милой. Веселая, проворная, она действительно чувствует себя счастливой, и со временем осознает, что оказалась в неволе, как птица в клетке. Чужие обычаи, чужие обряды, которых должен придерживаться, постоянные унижения больно поражают ее. Она не может понять, почему должен целовать старого боярина, которого пригласил в дом мужчина, чем женщина в Московии не имеет права сидеть рядом с гостем за столом, а вынуждена, как служанка, прятаться в других комнатах, почему она не может носить украинский наряд, почему сестре Степана не годится встретиться со своим женихом. И те бесконечные «почему», «нельзя», «не принято» приводят ее к выводу: «Да это же какая-то неволя бусурменська».
Оксана искренне любит мужа, поэтому так больно ей видеть, как он пресмыкается перед боярами и царем, боясь потерять свое положение.
Истинная дочь своего народа, влюбленная в родной край, она верила, что вместе с мужчиной будет заботиться об Украине и здесь, выпрашивая для людей облегчение и требуя наказания для бояр-обидчиков. И наконец поняла, что муж ее пресмыкается перед царем, «как пахоля», выполняя любые его прихоти, даже унизительные.
Постоянный страх не позволяет Степану принимать в доме земляков с Украины, он запрещает жене посылать гостинцы родителям, чтобы не вызвать гнева своих господ.
С отчаянием восклицает Оксана:
 
...Долго ли нам еще мучиться так?
Неужели и погибнем
в этой неволе?
 
Да нет, это не «пленница» Оксана спрашивает, это взывает сама «служанка - Украина», унижена, осквернена.
Где же вы, мужественные и отважные казаки, почему не поднимете мечи, выпавшие из рук ваших старых родителей, и не порятуєте свою землю?
И бросил клич Дорошенко: «К оружию!» И мало кто услышал его, потому поглухли те Степани по московских землях, танцуя под звон червонцев из царской казны, потеряли честь, достоинство, человеческий облик.
И страдает Оксана на чужбине, мысленно посылает весточку родным:
 
... солнышко! Идешь на запад ...
Ты видишь Украину - поздравь!
 
Поздно возвращаться в родную землю. Стыд жжет ее душу, ибо когда родительская земля впивалась кровью борцов за свободу, она оставалась со своими врагами, наблюдая, как руки ее мужа укрывались «ржавчиной» бездействия. Поэтому и возмущают ее слова Степана о том, что покой уже в Украине, «утихомирилось»:
 
Утихомирилось? Сламалась воля,
Украина легла Москве под ноги,
се мир по твоему - эта руина?
 
Развалиной стала и душа Оксаны. «Тоской по Родине» называется ее болезнь. А разве есть лекарство от нее? Нет, поэтому и погибает женщина.
Горе Степана - это трагедия нашего народа, что потерял достоинство, покорно принял рабство. Жаль, что поздно понял свое несчастье:
 
Кто имел минуты счастья в борьбе,
а нас тяжелая, страшная душила змора,
и нам не было уделено силам
ту усталость преодолеть ...
 
Трагедии, несчастья... Сколько их выпало на долю родного края! Или уже конец страданиям? Прекрасный урок подала нам поэтесса своей драмой. То будем и мы такими Степанами, что добровольно подставляют шеи под ярмо? Или жадатимемо воли, как океаны? «Свободы не просят - за нее борются», - учит нас Леся Украинка.