Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Маньеризм (итал. manierismo, от мапіега - прием, манера) - стиль европейского искусства XVI-XVII вв., которому присущи острые зображально-выразительные диссонансы, усложненность композиций, деформация пропорций и т.д, порожденные кризисом Возрождения с его тяготением к универсальности, совершенной завершенности мировоззренческих систем и художественных форм, преувеличенного антропоцентризму и рационализма. Зато благодаря мощным веяниям Реформации распространялась идея фатума, господство иррациональных стихий, предопределяя настроения скептицизма, нестабильности, распыление, покинутости в холодном, равнодушном космосе. Идеал аттической ясности вытеснялся переосмислюваними традициями эллинизма, неоплатонизма, александрийской культурой. Вера в науку сусідила с увлечением оккультизмом (Пико делла Мирандола, М.Фічіно, Дж.Бруно, особенно - Агриппа Неттесгеймський), убеждением в относительности противоречивых знаний, в непреодолимые противостояние духовных и телесных факторов. Прежде придавалось значение личностной инициативе художника, поискам "внутренней идеи" художественного образа, вспышкам духовного напряжения. Вначале М. появился в живописи (Рафаэль, Микеланджело, Дж.Базарі, который, кстати, ввел этот термин, и др.), занятом обостренным переживанием устоявшегося бытия. Литературном М. свойственна яркая метафорическая насыщенность текста, тяга к интеллектуальному пафоса и экспериментальной страсти, стремление как можно полнее актуализировать возможности литературных родов, тропов, стилистических фигур и т.п., стремление к обновлению традиционных жанров (романа, совмещенного с пасторалью, диалогами, мистерией и т.п.), появление дотоле неизвестных жанров (емблематична поэзия). Новаторским характером обозначена творчество Т.Тассо, М. де Сервантеса, Кальдерона де ла Барки, К.Марло, позднего Шекспира и др., особенно Дж.Маріно (от фамилии которого произошло название варианта М. - марінізм) в Италии, поздних "лизаветинців" и "поэтов-метафізиків" в Англии, особенно Гонгори-и-Арготе (см.: Гонгоризм) в Испании, К.-Г. фон Гофмансвальда в Германии, Р.Гарньє, М.Сева, Ж.Пелетьє дю Манса (автора одной из первых поетик М. - "Поэтическое искусство", 1555) и др. Даром что в XVII в. этот стиль постепенно теряет свою популярность, медленно переходя в барокко и сливаясь с ним, тогда появились основные трактаты М. (М.Перегріні: "О способах проникновения", 1639; Б.Грасіан-и-Моралес, который обосновывал концептизм как разновидность М.: "Юмор и искусство изысканного ума", 1642). Отголоски эстетики М. усматривается и в украинских поетиках XVII ст., в творчестве Лазаря Барановича, Ивана Величковского(см.: "Метафизическая лирика", Марінізм).