Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
Пьеса И. Карпенко-Карого «Хозяин» - злая сатира на страсть к накоплению

Талант И. Тобилевича лучше всего проявился в жанре комедии. Драматург считал комедию самым действенным драматическим жанром в условиях тогдашней пореформенной действительности, ибо комедия «бичует сатирой страшной всех и смехом через слезы смеется пороков, и заставляет людей, мимо их воли, стыдиться своих плохих поступков!..»
И. Карпенко-Карый не мог обойти и такого общественного зла, стремительно разрастаясь в пореформених условиях, как погоня ловких «мужиков», особенно недавних господских приказчиков и экономов, за деньгами. Они, пытаясь «выбиться» наверх, занять верхние ступени в общественной иерархии, не гнушались ничем в грязном процессе накопления денег, имущества, земли. Особенно ярко эта тема раскрыта в пьесе «Хозяин». Специфику произведения определил сам автор: «Хозяин - злая сатира на мужскую любовь к стяжания, без всякой другой цели. Стяжания для стяжания!»
В основу произведения положены конкретные стороны реальной действительности. Драматург был достаточно хорошо знаком с жизнью сельских богачей на украинском юге, с методами обогащения, благодаря которым щонедавно обычные, но ушлые крестьяне своим имущественным положением и доходами не только сравнялись с бывшими дворянами, которые еще во времена Екатерины II владели тысячами десятин земли, а порой и превосходили их. Бывшие «мужики» организовывали на скупленных землях экономии, имели своих управителей. «Это уже была широких масштабов эксплуатация крестьянства, что потеряло всякую надежду когда-нибудь освободиться от материальной зависимости, уже не от «паука», а огромной бездушной машины хозяйского колеса», - писала об особенностях хозяйствования новых обладателей степи София Тобилевич в своих мемуарах.
В центре комедии - миллионер-аграрий Терентий Гаврилович Пузырь со всем его «хозяйским колесом». Раскрывая в многочисленных ситуациях методику хозяйствования хозяина, драматург на конкретном взятом из жизни материале показывает весь процесс молниеносного обогащения новых владельцев сотен и тысяч десятин земли, которые выбились из мужиков, акцентирует на антигуманному характере их хозяйствования.
В постоянном, непримиримом конфликте находится Терентий Пузырь со всеми, кто препятствует осуществлению его хищнических планов. Он знает, что главным источником его обогащения является жестокая эксплуатация рабочих. Ненасытная жажда наживы толкает эксплуататора на путь преступных махинаций. Он хорошо осознает, что, согласившись принять участие в прикрытии злостного банкротства купца Михайлова, нарушает государственные законы. Пузырь боится ответственности, и не может с собой ничего поделать. Стремление получить 20 % валовой . выручки берет верх над всеми другими чувствами и заставляет его встать на этот опасный путь.
Терентий Гаврилович планирует увеличить свои богатства также за счет брака дочери с сыном богача Сапога. И его совсем не интересует чувства дочери, которая любит учителя гимназии Калиновича.
И наибольшую долю нетрудовых доходов Пузырь получает за счет жестокой эксплуатации наемных рабочих, которых «экономный» хозяин кормит хлебом «пополам с мякиной», который «ни вломать, ни укусит, когда зачерствеет».
Он страшен в своей алчности, в хищнических методах наживы. Понимая, что «дешевый работник» там, где бедность, Пузырь руками управителей усердно осуществляет свою программу закабаления крестьян. Скупить или взять в аренду всю землю у своих экономий, довести село до нищеты, заставить трудящихся за полцены работать на себя, из всего пользу извлекать, хоть бы и зубами пришлось тянут» - вот основные положения его программы.
Ненасытная жажда обогащения - ведущая, определяющая черта в характере Пузыря. Она поглотила всю душу стяжателя, сделала его жестоким и бесчувственным, бесчестным, скупым, деспотичным, черствым и некультурным. Внутреннюю ничтожность богача, его отношение к людям, к культурным ценностям драматург мастерски высмеивает средствами едкой иронии, основным источником которой является глубокое раскрытие противоречия между искаженным мировосприятием Пузыря и здравым человеческим смыслом, между положением миллионера и его привычками, между представлением Пузыря о себе и истинной его сущностью.
Он имеет столько земли, что за три дня конем не объехать, нагарбав миллионы, я в ежедневном быту за свою прожорливость остался мелким собственником, неотесанным глитаєм, который намазывает сапоги дегтем, а чуб маслом, ходит в подранной кожухе, латаном халате, ест борщ и кашу, а уезжая в банк, где хранит свои миллионы, везет в сумке кусок хлеба и сала, чтобы не потратить и рубля на обед.
Хозяин считает себя добрым и честным человеком, который свои богатства нажила честным и тяжелым трудом. О совсем другое свидетельствуют поступки Пузыря. Этот «господин» и «честный» хозяин тысячи людей обрекает на нужду и голод, ради барышей идет на любые махинации и преступления, новые прибыли ему дороже, чем счастье родной дочери.
Пузырь смешной и дикий в своей бескультурья - Котляревский ему «без надобности», на степях Гоголя он не бывал. Гуманные патриотические мероприятия для него - это «ярма на шею, которые продирають людям кармане». И совсем смешно слышать в конце пьесы из уст этого мошенника и негодяя целую тираду о несправедливости между людьми, о том, что его «невинного» и «честного» хозяина, вор и проходимец
Петька Михайлов тянет с собой в тюрьму. Саркастический смех вызывает и неминуемая смерть алчного кулака. Пузырь дулся, дулся и лопнул, став жертвой своей ненасытной жажды наживы.
«Я сам вижу, что это моя лучшая комедия», - писал в одном из своих писем Иван Карпенко-Карый. Идейно-тематическое содержание произведения дал возможность писателю нарушить ряд злободневных социальных и морально-этических вопросов, которые заставляли современников задуматься над тем, как надо было бы жить, работать, мыслить, чтобы не стыдно было ни перед собой, ни перед детьми и внуками. Всем содержанием произведения драматург стремился убедить читателей, что каждому следует действовать по
законам правды, справедливости, чести. Это произведение имеет очень большое значение, потому что в нем затрагиваются важные актуальные общечеловеческие вопросы, которые касались и касаются всего общества.