Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН

Мартын Боруля - мой любимый драматическое произведение украинской драматургии второй половины XIX века

Театр... В Украине всегда любили веселые, шуточные сцены из народной жизни. Вертеп, интермедии на бытовые темы были оригинальными первыми спектаклями. «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник» И. Котляревского, «Назар Стодоля» Т. Шевченко - это вершины драматургии первой половины XIX века. Вторая половина XIX века была более плодотворная на театральные представления и драматургов, ибо уже существовали не только любительские кружки, а появились и профессиональные театры. М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Карпенко-Карый - корифеи украинской драматургии того времени.

Среди разнообразия тематического и жанрового мне наиболее понравилась пьеса И. К. Карпенко-Карого «Мартын Боруля», которую Иван Франко назвал одной из лучших украинских комедий.

Среди драматических произведений лично я предпочитаю комедии: к сожалению, в жизни есть много проблем, и, если на них не тыкать пальцем, а с улыбкой намекнуть, то, мне кажется, будет больше толку. Почему? Потому что никто не хочет быть осмеян, а если открыто говорят о твоих недостатках, то это, я так думаю, порождает протест.

В основу комедии «Мартын Боруля» положены реальные события - стремление некоторых людей добиться дворянских прав, ибо по материальным положением эти люди были гораздо состоятельнее. Даже некоторые образованные люди того времени тоже стремились получить дворянский титул, ибо были более образованны, чем отдельные дворяне.

Комизм ситуации в комедии «Мартын Боруля» заключается в том, что, охваченный честолюбивым желанием перейти в высшее состояние, Мартын Боруля теряет и здоровье, и уважение близких. Он вызывает двоякое отношение: и смех, и сожаление.

С улыбкой наблюдаешь, как Мартын Боруля «переворачивает» все в своем доме, в своей семье - перелаштовуючи прежние порядки и отношения на новый «барский лад». Он заставляет всех одеваться, говорить, совершать неестественные им действия по этикету дворян, хотя с некоторых дворян и не нужно брать пример. Мартин постепенно губит добрый и честный моральное достояние, который ему передали предки. А родные, наблюдая изменение в поведении Мартина, не сердятся, а удивляются, потому что видят всю неестественность новых манер и поведения главы семьи. Крестьянин-земледелец, он со временем приходит разочарование, что одна лишь буква в фамилии не дала ему дворянского сана, несмотря на деньги, на новые порядки, которые он начал в доме. Мне жаль наивного и добродушного Мартина.

Драматург подводит нас к мысли, что достоинство человека определяется не принадлежность к привилегированному сословию, а честная трудовая деятельность, простота и щедрость в отношениях с людьми.

Прочитав пьесу, я и посмеялся с комичным ее сцен, и в то же время задумался, что кое-где и мы пытаемся причислить себя к того или иного общества, и тоже через те или иные причины быть лучше, богаче или умнее. Значит, у многих из нас где-то далеко в душе сидит свой «Мартын Боруля». А если уже задумался над этим сегодня, в XXI веке, то вот она - сила таланта великого драматурга второй половины XIX века - И. Карпенко-Карого.