Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XX ВЕКА
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ

Мой любимый стих Максима Рыльского

М. Т. Рыльский - поэт, произведения которого волнуют читателя, не оставляют равнодушными людей разных вкусов. Особенно мне нравятся стихи поэта о произведениях искусства.

М. Рыльский имел дар музыканта, хорошо играл на фортепиано, слушал знаменитых певцов и народных кобзарей. Поэт считал, что музыка затрагивает такие струны человеческой души, которые неподвластны другим искусствам.

В поэтическом наследии поэта есть такие стихи, как «Бетховен», «Шопен», «Песня», «Песни», «Ивану Козловскому», в которых раскрыты великую силу музыки и песни.

Я никогда не забуду того впечатления, первого, незабываемого, которое вызвало услышанное чтение стихотворения «Шопен» моей учительницей под музыку композитора.

Начался урок. Учительница сказала, что сегодня мы будем иметь возможность услышать двух гениев - поэта и композитора, творчество которых слилась в единое целое. 1 она поставила вальс Шопена, а потом своим замечательным голосом начала читать поэзию М. Рыльского... Стихло чтение и музыка стихла, а мы сидели, как зачарованные.

В стихотворении «Шопен» (1934) М. Рыльский передает чувство радости и грусти лирического героя, которое вызвал вальс Шопена:

Шопена вальс... Ну кто не играл его

И кто не слушал? На чьих устах

Не возникала улыбка капризная,

В чьих глазах не заблестела искра

Напівкохання или напівжурби...

Нежный вихрь звуков музыки Шопена вызывает в воображении лирического героя картину заснеженной зимы, сани с прекрасными лошадьми, которые везут закутанную в белые меха его любимую:

И снова вижу то лицо, что едва

Из меха выглядит... Что мне?

Неужели то слезы на ее глазах?

То слезы радости - кто это скажет?

То слезы печали - кто то розгада?

Стремление лирического героя постичь счастье, его мнимую погоню за любимой в музыке передает «нежный вихрь звуков», а в стихотворении поэта - чередование восклицательных и вопросительных предложений, которые воспроизводят радость и печаль, надежду и отчаяние:

Господин Фредерику,

Я знаю, что ни ветра, ни саней,

Ни коня нет в вашем вальсе,

Что все это - только выдумка моя,

Однако...

.................................................

А сегодня я

Люблю свой сон и вас люблю за него,

Капризный худощавый музыкант...

Стихотворение «Шопен» не имеет рим, он написан белым стихом, своей інтонаційністю он напоминает монолог взволнованной человека. Это прекрасная поэзия, которая воспроизвела по-своему чувства лирического героя, навеянные музыкой великого композитора. Слушайте и читайте произведения искусства, и пусть они вдохновляют вас на искренние и прекрасные чувства.