Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СТЕПАН САПЕЛЯК

(родился 26 марта 1951 года)

СТЕПАН САПЕЛЯК



Автобиография





Южнее Галицкого Подолья, за несколько километров от г. Черткова, что на Тернопольщине - село Росохач. Село моего детства. Здесь я родился 26 марта в 1951 году (по паспорту - 1952 г.). И тут я листал первые сказочные книжечки «Когда еще звери говорили» и «Лис Микита» Ивана Франко. И отсюда ясніли мне купола церквушки Вознесения 18 века из Черткова, вапнисті Медоборы, белые пещеры за селом вплоть до Кривчого.

Мой папа родом из Перемышля (Польша) - украинский лемко. Верный греко-католик. Достойный каменщик и земледелец. Еженедельно он водил меня в храм Св. Николая, где бабушка Анастасия и мама Анна на «горнем месте» запевали в хоре Службу Божью. Мама и бабушка с Тернопольщины. Люди набожные, что отнюдь не привыкли были жить «неправильно».

Так вот, у них я учился Псалом и познавал Слово, что впоследствии стало моей сутью и моим голосом. Отсюда на рассвете, с утренними росами, грунтовой дорогой пошел я в мир...

На «хорошо» учился в средней образовательной и специальной музыкальной школах в г. Залещиках (в Росохаче - восьмилетка), которые окончил в 1969 году.

Мое обучение в Львовском университете - 1969/73 гг. не было чем-то выразительное и памятным. Жил самопідбадьорюванням, писал стихи и тихонько записывал героические песни ОУН-УПА «за волю святую» против «сов'єтів»... Готовил рукопись книги «День молодого листья» (мой будущий криминал!).

Окончательно я пришел в себя «...в краю своим україннім...» когда в 1972 году начались «разоблачения националистов» и прогремела волна арестов сознательной интеллигенции.

В эту самую черную и найгіркішу для украинства час, я полностью порываю со злым агрессивным произволом коммунистического диктата и 29 октября 1972 г. после очередных арестов (Игоря Калинца и др.) написал открытое заявление на имя тогдашнего Генсекретяря КПСС Л. Брежнева и Первого секретаря КПУ В. Щербицкого, в которой выразил несогласие против арестов и произвола украинской интеллигенции.

17 ноября меня исключают из комсомола, потом из университета.

С февраля 1973 года нахожусь под следствием в Тернопольском КГБ, как участник молодежной подпольной группы, что в ночь 22 января 1973 г. в честь 50-й годовщины Акта соединения УНР и ЗУНРв м. Чорткове вывесили желто-голубые флаги и расклеили листовки с протестом и призывом: «освободить политзаключенных из советских тюрем и концлагерей..». Мне инкриминируют следователи КГБ «написание и изготовление», а также стихи антисоветского «клеветнического» содержания с целью «подрыва и свержения общественно-политического строя в СССР и отрыва Советской Украины от Союза..»

В декабре 1973 г. осужден закрытым судом к девятилетнего заключения. Наказание отбывал в концлагерях и тюрьмах Северного Урала, Охотского побережья Хабаровского края и Казанском централи.

В заключении принимал активное участие в концтабірному движении Сопротивления.

Так я стал політзеком. А слово мое - конвойное. И Муза моя невольничою была. И вера в «следы Его» отсвечивала мне вітцівським двору, материнской любовью. И, если бы не было - в краю призраков, беззакония и запретов, - слово мое ожило «душой скорб'ящою» и духом Господним. И я уверовал в его целебность, красоту его и в дары его - Поэзию... «Захалявну» и невольничу, но «...твою о, Господи...»

И ныне: «...тернии в повести моей читайте...». Повести многотрудной...

1975 г., 10 декабря академик А. Сахаров в Нобелевской лекции зачитанном в Осло Леной Боннар, среди других назвал мою фамилию, в обороне и «...освобождение преследованных политзаключенных за убеждения...»

И время моего увольнения из Сибирских сугробов - 1982 год, «от звонка до звонка». Год застоя и стагнации в СССР. И год активности движения польской солидарности в ПНС. А это означало, что я «обьязан» покинуть отчий дом немедленно (из постановления Прокуратуры по Тернопольской обл.). Мне разрешалось властями и КГБ поселиться только на Донбассе, или в Харьковской области.

1983 г. меня «под гласным надзором» КГБ поселили в селе Безлюдовка (Хорошево) на Харьковщине. Много дум утекло и утекло с той поры. И судьба моя с Музой «пронумеровано» в следственных протоколах и в условиях непогоды, все время в терпении отыскивала истину. Не принимать фальши и молчаливого согласия, не потакать произволу коммунистического режима - только борьба, только участие в сопротивлении до существующего коммунистического строя.

С февраля 1987 года я являюсь членом Украинской Хельсинской Группы содействия Хельсинских соглашений подписанных Москвой.

В том же 1987 г. вошел в редколлегию безцензурного самиздатовского, общественно-политического журнала «Украинский вестник» (при моем участии вышло пять чисел журналов и информационных бюллетеней). На предложение В. Черновола я подписывал статьи и подборки собственной фамилией, а не псевдонимом.

17 июля 1988 г. - основал Хельсинкскую Группу в г. Харькове, которую возглавлял 1988-90 гг. до ее реорганизации в Республиканскую партию, которую также возглавлял.

1988 г., август - впервые в г. Харькове поднял желто-голубой флаг возле памятника Т. Шевченко с активистами УГГ.

7 декабря 1987 г. - співфундатор и член Инициативной группы художников пера и кисти, театра и кино - Украинской Ассоциации независимой творческой интеллигенции (Уанти) и ответственный редактор (в сотрудничестве с поэтом М. Даньком) за второе число нелегального художественного издания «Кафедра» при содействии Уанти.

1984 г. был принят в Международный Пен-клуба (впоследствии один из основателей украинского отделения ПЕН).

1984 год - обучение и стажировка на филологически-философском факультете Украинского Свободного Университета в г. М'юнхен (Германия).

Все это время мое творчество, унаследованную на образцах Кирилл-Методіївців, «Моисея», «Пепел империй», «Духа старины», «Пробужденной музы», «Зимних деревьях», - вера подпитывала. Вера, что «горы шевелит». Это мои самые плодотворные и золотые просвітки творчества. И это мои мучительные и найтрудніші годы жизни. Годы «над пропастью» и годы под высокой звездой. Где единственный выход - оживлять и вырабатывать собственную честную мнение, отстаивать понятие свободы и христианских ценностей в жизни и искусствах. И счастлив был я, потому что учителя должен при всех обстоятельствах моего артизму, героя и поэта - Игоря Калинца.

в 1987 году вышла в свет книга «TAG DESJUNGEN LAUBES» (День молодого листьев) в немецком переводе А. Г. Горбач (серия «Самиздаты», Брюссель).

1988 г. в издательстве «Современность» (Пролог) выходит в свет моя поэтическая книга «С горечью в камне» (США, Нью-Йорк).

1989 г. Исследовательский институт «Украиника» (Ассоциация деятелей украинской культуры, Канада) в Торонто издали книгу «Без сабли и Отечества».

1990 г. - книга «Эхо уцелевших строф». «Украиника». Торонто. Канада.

1991 г. - реабилитирован Прокуратурой «за отсутствием преступления».

1991 г. - в Украине отпечатана книга избранного «Длительное рваный крик». Киев. «Украинский писатель».

1991г. - принят в Союз писателей Украины.

1993 г. - харьковском издательстве «Майдан» - книга «Журбопис».

Тем временем много моих публикаций подают почтенные журналы: «Киев», «Колокол», «Украина», «Отчизна», «Изобразительное искусство» в жанре поэзии, публицистики, литературоведения, искусствоведения...

1993 г. - я заместитель главного редактора возрожденного журнала «Основа» (редактор В. Илья) Киев.

1991 г. Львовский экспериментальный театр «Цель» осуществил спектакль по моим произведениям «Свеча моя в священной чорноті».

1993 года Комитетом по государственным премиям Украины мне присуждена за книгу «Долгое рваный крик», Государственную (Национальную) премию Украины им. Т. Г. Шевченко в области литературы, искусств.

1994 год - присуждена Всеукраинский литературно-художественная премия им. Левка и Богдана Лепкого за книгу «Журбопис» и публикации в журнале «Москва».

Успадкоємлення и принятия Слова Истины, которую создали идеалисты всех времен, гонимые и мучимые дерзкой силой прицельного террора в тоталитарном коммунистическом обществе - лейтмотив моих книг. Слова моего с прообразом терпения и благовестия...

Среди моих изданий, которые появились в последнее время хотел бы выделить следующие: «Страсти по любви» (Харьков. «Майдан». 2000), «Хроники диседентські от головосіку» (Киев. «Факел», 2003, серия «Невольничья мемуаристика»), «Во имя слова» (Харьков. «Майдан», 2007).

2001 г. - награжден Международной медалью «Узник совести» Международного фонда «Смолоскип».

2003 г. - присуждена Международной Лигой украинских меценатов и редколлегией журнала «Киев» - литературно-художественную премию Украины им. В. Свидзинского.

2005-2006 гг. - профессор-преподаватель спецкурса украинской литературы на кафедре Харьковской Государственной Академии культуры.

2006 г. на сцене Харьковского театра оперы и балета прозвучал «Украинский реквием» композитора В. Птушкина на мои слова.

2005 г. Указом Президента Украины награжден орденом «За заслуги ІІІ степени».

2006 г. награжден медалью «Узник совести» Международным Комитетом «Amnestu International» и «Radio Liberty - Radio Free Evrope».

2009 г. Указом Президента Украины награжден орденом «Крест Ивана Мазепы».

Награжден почетной грамотой, Благодарностью Президента Украины, Верховной Рады Украины, Киевского городского головы... Рядом отличий общественных, политических и религиозных организаций.

2009 г. За книгу «Хроники диссидентские от головосіку» (издание второе, дополненное. 2007. Издательство «Майдан») награжден Первой премией и дипломом фонда Волыняк-Швабінських Украинского Свободного Университета. Нью-Йорк. США.

2009 г. - Государственное телевидение ОТБ и Первый национальный канал в честь 80-летнего юбилея моей мамы, Сапеляк Анны, відсвітлили и демонстрировали документальную ленту трилогию «Мой сын - националист».

Где-то так я и дожил до своего полвека с лишним в попытке идти живым следам Великого Перебенде. Вернуть себе Его рівнобоже чувство Слова и прислушиваться к Его «Посланія. И мертвым, и живым и нерожденным». К Его пророческого мотива. К утверждению Истины, чтобы тайной силы Творца Нашего, приняв причастие Словом и Псальмой Шевченко - стать к поединку «за святую свободу»... Уяснить себе Его непримиримость к «врага супостата» с Его заветом «кайдане разорвите...»

И это был мой камертон. И стало это язык моей поэзии - « от слова к слову, раной от раны, от стона до стона, от вітчизноньки к україноньки...»





Степан Сапеляк

Февраль 2010 год. г.харьков