Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Мои размышления над поэмой "Моисей"

"Воздвигне страна своего Моисея"
П. Тычина

Настоящим вождем народа может быть лишь тот, кто глубоко осознает стремление народа, кто является его избранником и слугой. Став на путь освободительной борьбы, поводырь должен уверенно и смело вести народ к победе. Именно таким предстает перед нами Мойсей. вот почему Моисей-предводитель народа, просвтитель и борец за его свободу, хранитель народных традиций, что знает цену им для сохранения высокой духовности нации, был для Франка психологически близким . Как библейский Моисей, который один знал путь израильского народа к свободе , Франко среди идейных поисков, всечеловеческого освобождения, охвативших тогдашнюю Европу, видел путь к свободе украинского народа прежде всего в борьбе за национальное возрождение. Поэт проводит своего героя теми путями борьбы с окружением и самим собой, которым прошел сам, ища истину и придя к пониманию духовного над матеріальним. вечные истины ради которых должен жить человек, нашли поэтическое воплощение в поэме "Моисей", написанной в 1905 г.
Пролог, который был написан за одну ночь, обложен двумя настроениями: острой болью и печалью за талантливый народ, что стал у соседей "навозом", "тяглом в поездах им бистроїзних". Именно так начинается поэма. Этот рабский состояние жжет душу жгучим стыдом. Но гнітучий настроение во второй части меняется - поэта озаряет пророческое просветления, твердая вера в счастливое будущее украинского народа. Пролог - это посвящение, "скромный дар свадебный" родному народу, вера в его будущину. Тем видим призыв и нам верить в бессмертие народа-великана.
С немалыми трудностями Моисею удалось в течение сорокалетнего пути содержать в евреев энтузиазм в поисках обетованной земли. Среди них были те, для кого воля стала самоцелью, а не стимулом для борьбы за высокие патриотические и духовные идеалы, достижение которых требовало тяжелой продолжительной труда и терпения. Опытным главарями переориентировать легковірів и утомленных людей с поисков идеала свободы на удовлетворение сиюминутных потребностей было нетрудно. На этот губительный для нации путь стали Дафан и Авирон. Вот почему звучат такие слова:
Те слова об обещанном край
Для их слуха - это сказка;
Мясо стад их, и масло, и сыр -
Это наивысшая пожалуйста.
И вот наступает момент, когда толпа действует вопреки здравому смыслу. Чтобы лишить Моисея влияния, Дафан и Авирон подстрекают толпу побить пророка камнями. Но Моисей является твердым в своих намерениях, он не сдается. Но что есть честь родного народа для Авирона? А Датан обвиняет Моисея в двурушничестве и предательстве:
Признавайсь: не на то ты ходил
В єгипецьку совет,
Чтобы с мудрицями и жрецами кувать
На Израиля измену?
Моисей был способен только заявить о свою внутреннюю убежденность (от Бога), что надо поступать так, а не иначе, на обвинения Дафана. Под свист и улюлюканье знавіснілої толпы пророка незадолго до ночи прогоняют в пустыню. С этого момента начинается вторая часть поэмы - история одиночества Моисея и его борьбой с самим собой. Но все равно Моисей любит свой народ. Эти чувства к обездоленного народа Украины переполняют сердце Ив. Франко и побуждают каждую минуту трудиться на его благо:
Все самое лучшее, самое высокое, что знал,
Я в тебя вкладываю
Я без выбора стал твой слуга
Лишь из любви и тоски.
Прот Моисей одинок, но одинок не только теперь, когда его не понял и не признал родной народ, одиноким он чувствовал себя всегда, даже тогда, когда его слушались и повиновались. "Объяла меня одиночество... А давно я знаком, давно с опекуншей той!". И слышим в этой жалобе Моисея неразделенные боли Франко, печали по потерянным силами, казненными на борьбу с ограниченными и агрессивными "сідоглавами".
Голос сомнение, запоздалое раскаяние, что раздирает душу, бессилия что-либо исправить воспроизведен в диалоге Моисея "беспредметным" Голосом, который принадлежит демону пустыни Азазелю. Судья строгий и беспощадный, он видит корыстные замеры даже там, где пророк стремится освободить свой народ от рабской покорности, апатии и бездействия:
Ибо ты слышал себя братом рабов,
И се стидом жгло,
И захотел их сделать такими,
Чтобы тебе было мило.
В этих строках ощущаем острую боль за потерю чувства национального достоинства украинского народа, без чего нация не может быть свободной, а индивидуум полноценным. Заставив Моисея засумніватисся в целесообразности своего святого дела, Азазель идет дальше - намерен разрушить главное в его личности-веру в Бога и высшую миссию Израиля. Но Азазель не удалось разрушить самое главное, ибо посеянные Моисеем зерна веры в свободу не умирают вместе с ним: "После смерти пророка эстафету борьбы подхватывают его ученики и достигают успеха
Поэма является указателем и предостережением для украинской нации сегодня, когда она выходит из погреба на путь своей государственности. Нам надо знать одно: когда народ един в своих стремлениях, в основе которых лежит свобода родного края, завещанная предками, то победу он одержит.
Это нам и показал Иван Франко в своей гениальной поэме "Моисей".