Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Украинская песня - это гениальная поэтическая биография украинского народа
Какое же это диво дивное - народная песня! Кого только не очаровывала ее вечная красота! Проходят века, меняется поколение, а народная песня остается, через все мытарства проносит она свое волшебство, свою нев"янучу молодость.
Из морской пены родилась греческая Афродита. Из морского прибоя чувств, эмоционально-настроєвої сферы родилась украинская красота - песня, а песня - это голос народа, это поэтический проявление его працелюної напевного характера, желаний и стремлений. Об этом хорошо написал Михаил Стельмах: "Народная песня земли украинской - это прежде всего история земли украинской и бессмертие духа народного, это мир надежд - надежд, которые не зилишать человека и в самые тяжелые лихолетья". Песенная лиричность - это основа основ, это протоплазма украинской души, в которой она растет, расцветает, в"яне и умирает. Разножанровый фольклор издавна широко бытовал среди народа, о чем есть свидетельства летописцев. Так, в "Повести временных лет" неоднократно упоминается о народные обрядовые игры, песни и танцы. В давние времена пели трудовые песни, которые исполнялись в процессе труда, в частности во время полевых работ; семейные, обычные, веснушки, жнивальські песни, колядки и щедривки, которые так обогатили впоследствии творчество художников. В XVI-XVII вв. - время расцвета украинского героического эпоса - звучат исторические песни, в которых воспевается героизм козацства, его смелые походы,рыцарская честь, жизнь и быт. Образ веселого запорожца, что в свободные от битвы минуты любит погулять мійно вошел в песенную традицию ("Эй, я казак с Украины", "Ой Сечь - мать, ой Сечь - мать, а Большой Луг - отец", "Ой, гук, мати, гук").
Большой популярностью в народе вот уже более трех веков пользуется песня "Ой на горе и жнецы жнут", в которой упоминается имена двух гетманов ХУІІст. -Петра Конашевича-Сагайдачного и Михаила Дорошенко. Она воспевает казацкие походы и труд жнеца - крестьянина, в ней мужество и доблесть сочетаются с юмором и жизнелюбием. И как не восхищаться непревзойденной художественной викінченістю и красотой этой песни.
Мы достименно не знаем, когда именно рождались наши песенные жемчужины, их корни уходят в седую древность. Не знаем и имен давних песенников. Среди самых известных авторов песен вечно будут гореть имена легендарной Маруси Чурай, казака Семена Климовского, кобзаря Остапа Вересая.
Песенную традицию древних веков с успехом освоили и развили поэты XIX века Т. Шевченко, Ив. Франко, Л. Украинка и многие другие. Герои и героические пьесы - оперы ОВ. Котляревского "Наталка Полтавка" изливают душу в песнях. Такие песни, как "Солнце низенько, вчір близенько", "А я девушка Наталка", " тебе, дочка, добра не желаю" и другие стали народными.
Шевченкова муза вдохновила многих художников - и зазвучали в разных тональностях, от грозной или печального к веселому, нежно-лирической "Ревет и стонет Днепр широкий", "Завещание", "Думы мои", "вишневый Сад" и другие.
Прекрасные лирические песни-романы с широкой гаммой чувств, образных форм, по-народному викінчені, поем мы на слова ИС. Франко ("Ой ты, девушка, из ореха зернышко", "Бескрайнее поле", "Гимн") и другие, Леси Украинки ("Стояла я и слушала весну"), Старицкого ("Ночь, какая, Господи, звездная"), В. Самойленко ("Тихий вечер на землю приходит..."). Сколько в них красоты: очаровывают природа, душа человеческая, ее чувства. Казалось бы, никто из украинских поэтов не обошел песенного жанра, каждый отдал этой прекрасной традиции.
Песня оздоровлювала народную душу, помогала ей сохранить нетленными свои ценности: веру в человека, в неизменную любовь, в искреннюю дружбу, в очищающую силу красоты мировой.
В. Соссюра и А. Малышко, В. Симоненко, О. Олесь, Д. Павлычко - все они творили высокое искусство песни. И если мы сегодня чувствуем себя людьми, верим в высокие моральные принципы, мечтаем и любим, то это потому, что есть у нас "Песня про рушник" и "Тропинка", "Два цвета" и "Чары ночи", "Когда поезд в загромыхает", другие жемчужины духовности.
Когда во времена сталинского произвола разные тираны пытались лишить наш народ его самобытности, а манкурты-янычары спешили отречься от своего рода и родного слова, народная песня, как Мать-Берегиня, прятала золотую нить памяти родословной.
О. Довженко в свое время писал "...Народ, которого лишили многих возможностей, в кровавой борьбе излил свою душу, свой поэтический гений в единственное, что мог, - в песню, в бессмертную украинскую народную песню. Украинская песня - это бездонная душа украинского народа, это его слава". И сегодня, во время национального возрождения, вновь заиграли незамулені источники. Из небытия вынырнули колядки и щедривки. Как и много веков назад, от хозяйства к дому, от семьи к семье, от деревни к деревне спешит группа колядников. Какая то радость вдохнуть на полную грудь морозное воздуха, почувствовать под ногами скрип санной дороги, вслушаться в веселый перезвон живописного вертепа и открыть дверь в праздничной горнице.
У свободного народа будут другие песни. В них будет меньше грусти и боли, а больше светлой радости и надежды. Среди нашего поколения уже растут новые поэты - песенники, которые с генами, с молоком матери передалась и святая наша традиция - раскрывать свою душу в песни.
|
|