Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Урбанистические и апокалиптические мотивы в сборнике стихов Б.-И. Антонича «Ротации». Почему они взаимосвязаны?

В сборнике Б.-И. Антонина «Приветствие жизни» есть стихотворение с говорящим названием «Муравейник», что символизирует город, в котором «пряди улиц сплетенные, словно нервы», «жизнь засушенные, словно консервы», все «из рыжего порохна и рябой мерва». Эта мрачная картина человеческого муравейника завершается предостережением:

Подумай вскользь, как сапогами

легко раздавить целый мир.

В этих словах - весь Бы.-И. Антоныч с его пафосом жизнелюбия, увлечением вечной красотой, тайной и необычной тендітністю природы, что так ярко проявилось в первой его сборке.

В стихотворении «Муравейник» на урбанистическую тему четко противопоставляется село городу как естественное и противоестественное. Эти мотивы нашли свое продолжение и развитие в других произведениях поэта, особенно в его сборнике «Ротации», что увидела свет уже после смерти автора. В ней образ города лишен конкретных географических и временных координат, это образ-символ. Б.-И. Антоныч рисует город очеловеченным, живым, не изменяя своему главному эстетическому правилу - художественно исследовать вечное движение в природе живого и неживого. Поэт сравнивает бурления города с бормашиной, ее монотонными и неприятными мелодиями. Эти мелодии порождают ассоциации, связанные с ощущениями боли, страха, внутренним дискомфортом человека. Такое сравнение - конкретный штрих к образу города-ада, что существует по собственным законам, потому что «жизнь кипучей никому не связать». Но этот водоворот городской жизни, его энергия, сила в основе своей противоестественны, потому что они разрушают человека. Живя в «муравлиську города» (вспомним поэзию «Муравейник»), она не просто отдаляется от природы, а становится ей чужим за моральный разврат, погоню за деньгами, сомнительными удовольствиями, через потерю ощущения красоты мира:

Идут люди желтых городов, и их глаза сияют,

хоть грусть вглубь прячут, словно горькое семя.

Церкви, кондитерской, биржи - духу и телу.

Для зрение и для монет. Ожидая жидких кусками

хрупкого счастья, прочуваєм другие цели.

Языков зонд в рану, отчаяние вязнет в наши души.

(«Ротации»)

Герои, мужеложники, поєти, действительно,

добродетели квіття и на простиралі пятна,

дни и ночи, ребят застенчивых солодійство

и шутки шулеров и печали темные ямы.

(«Города и музы»)

В корчме ов звездами и звонками,

где лупії и трубочисты

поют гимны над стаканами

и славят ночь и чар соблазна.

Кривая удушье госпожа печали,

склоняясь к касопорців

лицом сморщенным, словно губка,

фальшеві карты в пальцах корчит.

(«Баллада переулка»)

Уродство города, его растленное влияние на человеческую душу Бы.-И. Антонин подчеркивает картиной кладбища старых автомобилей («Мертвые машины»). Парадоксальным, противоестественным является сам факт гибели того, что несет в себе движение, изменения, скорость, машины напоминают «куски зрение разбитых». Но даже на свалке им нет покоя, потому что горожане, как шакалы, тревожат мертвецов, пусть даже железных, чтобы удовлетворить свои животные инстинкты, найти среди них пристанище для греховных ласк. Греховность в этом случае поэт трактует значительно шире: кощунством, которому нет оправдания, можно считать посягательство на покой мертвых, на кладбище памяти, человеческих судеб, в конце концов, прошлого. Только человек, потерявший нравственные ориентиры, способна на такое. В этой поэзии появляется образ плесени как символ мертвенности, запустение, руины: «красное квіття плесени меряет застывшие в медь годы и минуты», находим и в других стихах сборника: «плесени томный вздох» характерен для внешних примет города - домов, дворов, мрака («Баллада о голубую смерть»), но самое страшное, когда «стынет тело во сне, душа гниет и серебрится плесень» («Концерт с Меркурия»). Так закономерно урбанистические мотивы перерастают и связываются с апокалиптическими. Поэт приходит к выводу, что «город катится в пропасть»

За все грехи и все проступки,

за малость, зрадність и подлости,

за преступления, полное ними

гнездо презрения и голоты.

Его «мещанский бог считает звезды, души и монеты», то есть тостере ся полный разлад человека с красотой, гармонией. Поэтому Б.-И. Антоныч в поэзии «Трубы последнего дня» еще ярче выражает эту мысль в форме риторического вопроса: «- А пуще из камня, когда тебя сметет новый потоп?»

Человеческая душа барахтается в сетях города, томящуюся, часто может противостоять ужасным обстоятельствам. В «Балладе о голубую смерть» поэт на высокой трагической ноте повествует о смерти двух влюбленных, души которых сгорают, «словно последние капли спирта». По мнению автора, город, как творение человеческого разума, не способствует счастливому бытию, а, наоборот, отдаляет человека от природы, от самой себя. Как справедливо отметил Д. Павлычко, «в украинской поэзии, бедной урбанистические мотивы, «Ротации» Антонина остаются до сих пор почти непревзойденными образцами городских пейзажей и описаний сопушливої атмосферы городских мест развлечения, разврата, зледащіння».