После того, как Данте был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в
восстании против Папы Римского, он долго скитался другими городами и
создавал «Комедию», как тогда называли это произведение с печальным началом и радостным
концом. Создавала «Комедия» в жанре повествования о путешествии загробным миром, чтобы
привлечь читателя к покаянию и молитве. Построено поэму традиционно - на целой
системе символов, что использовал еще Иисус Христос, пытаясь донести свое
учение до слушателей.
Читателя беспокоило то, что проводником адом и чистилищем стал Вергилий,
ведь он символизировал собой нецерковную науку, и пережить такое средневековом
католику было тяжело. Теологическое число три лежит в основе поэмы: три части, три
умножить на три - круги ада, дев’пять небесных сфер - место для рая, в чистилище,
предназначенном для временного пребывания, семь (тоже богословское число)
кругов.
В первом круге ада - люди древних времен, не освещенные учением
христианства. И поскольку в том нет вины, они не мучаются, а только
находятся в тоске за свое несовершенство. Во втором круге помещено участников
грешной любви, они охвачены адским водоворотом. Образы-символы ведут читателей
дальше и дальше, на самое дно, где терпят адскую муку изверги Ада - Иуда
Искариот и убийцы Юлия Цезаря - Брут и Кассий. Три пасти Люцифера дробят их
кости.
И это произведение становится символом человеческой любви и той части нашей души, куда
человек не допускает даже ближайших
людей...