Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Игра в литературном творчестве - один из аспектов более широкой проблемы "Роль игры в обществе и в культуре". Многие историки культуры, теоретиков искусства обосновывают мнение о том, что человеческая культура возникла и развивается в игре и проявляется в разнообразных игровых формах. В частности, нидерландский ученый Й.Гайзінга (1872-1945) доказывал, что культура в целом имеет характер игры. В труде "Homo Ludens" ("Человек играющий") он, называя характерные признаки игры, утверждал, что игра это действие, которое происходит в определенных рамках времени и места, в видимом порядке, по добровольно принятым правилам и вне, сферой необходимости или материальной пользы. Настроение игры зависит от случая. Само действие, сопровождаясь чувством приподнятости и напряжения, выливается в радость и расслабь-ления. В этом свете становится понятным сравнение поэзии с игрой, ведь, как сказал П.Валері, в поэзии "играют словами и языком". Гайзинга считал, что "ритмическая или симметричная организация языка, достижения желаемого акцентирование рифмой или асонансом, умышленное сокрытие смысла, искусственная и художественное построение фразы - все это может быть проявлениями игрового духа". Однако он усматривал в поэзии более глубокую родственность а игрой. Она, по его мнению, проявляется в самой структуре творческого воображения, обратной стороне поэтической фразы, развития мотива и в выражении настроения - везде здесь срабатывает игровой момент. Выявление родства художественной" литературы с игровой деятельностью человека выявляет проблему специфики литературы, противостоит упрощенном гносеологізмові в литературоведении.