Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Антипод (греч. antipodes - противоположный) - художественный образ, который своим содержанием, взглядами, чертами характера, моральными качествами и т.д контрастный, противоположный другому. Например, в народных сказках яркими образами-антиподами являются персонажи-добротворці и злотворці; в украинской барочной литературе XVII-XVIII вв. - Божья Любовь и дружба с миром есть вражда, Надежда, Спокойствие, Смирение и Ненависть, Ярость, Злоба (своеобразные персонажи-символы). В новейшей литературе, с углублением психологического анализа человеческих характеров, писатели все больше вникают в мир сложных сплетений качеств человека, избегают упрощенной и однозначной оценки ее поведения. Такую эволюцию на пути углубления художника в противоречивый мир человеческих характеров и поведения отражает творчество м. Коцюбинского, Ольги Кобылянской, Леси Украинки, В.Стефаника, Винниченко и др., где антиподами выступают нередко члены одной семьи, одной общины, группы, политической организации (Семен и Роман из рассказа м. Коцюбинского "ціпов'яз"; Михаил и Савва из повести Ольги Кобылянской "Земля", Максим и Ева с ее романа "Апостол черни", Антей и Федон из драматической поэмы Леси Украинки "Оргия", Илья и Андрей из повести в. Винниченко "Красота и сила"). Питаемая идеологии "классовой борьбы", советская литературоведческая методология своими наставлениями искажала произведения украинских писателей, заставляла "гротескным" планом срисовывать "классового врага", "буржуазный национализм" и т.д. ("Всадники" ю. яновского, изменены редакции рассказа "Красный платок", романа "Мать" А.головко, "Голубые эшелоны" П.Панча, "Черное озеро" В.Гжицького и др.). Соответственно и критика практиковала примитивный деление персонажей на "положительных" и "отрицательных".