Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Литература для детей - художественные, научно-популярные и публицистические произведения, написанные писателями,непосредственно для младшего читателя разных возрастных категорий, начиная с дошкольников. Органическим ее составляющей является фольклор с большой художественной и етнопедагогічною культурой, богатством жанров и форм (колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки, сказки, легенды, игровые сюжеты, песни, думы и т.п.). Особое значение Л.д.д. предоставлялось в украинских старопечатных книгах ("Азбука" И.федорова), в школьной драме (кукольные вертепы). Г.квитка-Основьяненко специально отвел в харьковском журнале "Украинский весник" страницу для произведений, адресованных детям. им предназначалась "Чтение" м. Шашкевича (1836, выданная 1850), "Книжиця" а. духновича (1847), "Букварь" т. Шевченко (1861) и др. Таким писателям, как л. глебов, Елена Пчилка, И.франко, Б.гринченко, Мария Загірня, м. Коцюбинский, с. Васильченко, в. Винниченко и др., которые своими произведениями заложили основы украинской Л.д.д., принадлежит заслуга теоретического ее обоснования, осмысления специфики, функций (эстетических, этических, учебно-дидактических и т.п.) и значения. Значительную роль в развитии и распространении Л.д.д. сыграл львовский журнал "Звонок" (1890-1914), а на Приднепровье - "Молодая Украина" (1906-14, с перерывами), приложение к журналу "Родной край". Эти издания ставили целью формирование эстетического вкуса, национального сознания, человеческого достоинства и гражданского мужества юных читателей. Весомый вклад в Л.д.д. сделали Леся Украинка, Днепровская Чайка, Александр Олесь, В.Королів-Старый, позже - А.Головко, О.Копиленко, О.Донченко, Наталья Забила, Мария Пригара, А.Чайківський, а. лотоцкий и др. В советские времена она потерпела болезненной заидеологизированности, эстетического выхолащивания, нивелирования исторической памяти. И вопреки засилью псевдохудожніх нормативов социалистического реализма появлялись произведения неперебутньої художественного качества, предназначенные детям: "Клим-ко", "Огонек далеко в степи" Гр. Тютюнника, "Звук паутинки", "Земля светлячков" В.Близнеця, "Приключения черного кота Лапченко, описанные им самим" І.Багмута, "Тарасу пути" Оксаны Иваненко, "Князь Кий", "Черлені щити" І.Малика, "Тореадоры из Васюковки", "Чудеса в Гарбузянах" В.Нестайка, "Царь Плаксий и Лоскотон", "Путешествие в страну Наоборот", "Сказка о Обманывала" Симоненко,-"Волк", "Первинка" н. винграновского, прозаические произведения В.Кави, В.Довжика, поэзии Лины Костенко, А. Пахаря, Тамары Коломиец, І.Калинця и др. Особое место в Л.д.д. заняла литературное наследие выдающегося педагога Сухомлинского. Развитию украинской Л.д.д. способствует государственное книжное издательство "Веселка" (киев), журналы "Малятко", "Барвинок", "Колокольчик", "Одноклассник". ее тенденции осмысливались на страницах журнала "Соняшник", "Литература. Дети. Время", который выходил на 1976-80.