10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Трагический выбор Николая Хвылевого
Пусть живет дух беспокойства!
В. Коряк
Николай Хвылевой... Вот что писал о своем друге Владимир Коряк: «Истинно: Волновой. Сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и волнует, раздражает, обессиливает и пленяет. Аскет и фанатик, жестокий к себе и к другим, болезненно обидчивый и гордый, неприкосновенный и суровый, а порой - нежный и застенчивый, химерник и чародей, влюбленный в слово, мечтатель».
Так уж сложилось, что в центре неистовой борьбы литературных группировок своего времени, в самом водовороте различных мнений, взглядов, оказался Николай Хвылевой, который своими памфлетами не так утолял страсти, как разжигал их.
Николай Хвылевой в первые послереволюционные годы был одним из самых популярных украинских писателей. Его стихи и новеллы помещались в школьных учебниках и хрестоматиях, его песни пел народ, его произведения переводились за рубежом.
Но писатель видел и чувствовал, что в обществе назревают тревожные, угрожающие изменения, которые усиливаются обвинениями честных украинских писателей в разного рода идеологических ошибках, вроде бы сознательных отклонениях от курса партии, в связях с зарубежными националистическими центрами.
В это время в своих «Письмах к литературной молодежи», в статьях и памфлетах Николай Хвылевой горячо отстаивал идею будущего возрождения национального искусства, выступил против «массовизма» в литературе, считая, что искусство творит не армия рабкором и робітфаківців, а интеллектуально развитая личность, творческая индивидуальность. С этой целью Николай Хвылевой вместе с единомышленниками создает литературную организацию ВАПЛИТЕ.
И впоследствии ВАПЛИТЕ вынуждена была «самоликвидироваться», а ее руководителей начали называть «представителями украинской националистической буржуазии в литературе».
И хоть Волновой объяснял свою позицию, уточнял, никто не хотел слушать! А что же утверждал М. Волновой?
«Украинское искусство должно найти самые высокие эстетические ценности», а для этого необходимо создать «нормальную атмосферу культурного строительства» и поднимать художественный уровень искусства «на уровень мировых шедевров».
Спор о путях национального развития украинской советской литературы была переведена в плоскость политическую, вплоть до утверждений о том, что Волновой призывает к выходу Украины из Союза ССР. До выхода из Союза Волновой не призывал, но последовательно отстаивал суверенитет Украины, прежде всего ее культурную и экономическую независимость. «Мы является действительно независимым государством, которое входит своим республиканским организмом в Советский Союз! независимая Украина не потому, что этого хотим мы, коммунисты, а потому, что этого требует железная и непобедимая воля исторических законов...»
Николай Волновой дальше развивает этот тезис об исторической неизбежности завоевания украинским народом своей независимости и предостерегает от попыток «задержать этот естественный процесс» выявления самостоятельного произрастания нации в государственную единицу.
И полемически заостренные, не всегда четко сформулированные тезисы Волнового извращались, провокационно переосмысливались, ибо в атмосфере подозрительности и недоверия, интриг и огульных обвинений интеллигенции в идейных ошибках защищать свои позиции было трудно.
Теперь оценка его фигуры была однозначной отредактированной и сформулированной: ее дал Сталин. Слова вождя были указателем. Нелепость обвинений была очевидной, но кто тогда осмелился бы их опровергнуть? Несколько раз Николай Хвылевой пробовал снять с себя жестокие обвинения, не раз выступал с заявлениями, угрызениями, писал о верности политике партии, еще и подтверждал свою любовь к великой русской литературы. И его не слышали, не хотели слышать!
В мае 1933 года арестовывают Михаила Ялового, ближайшего из друзей писателя. Волновой потрясен. Он лихорадочно ищет объяснений, выхода. Но не находит. Именно тогда он решает своим самоубийством предостеречь от быстрого нарастания волны политических обвинений, массового голода и репрессий, потрясти и своих друзей, и своих оппонентов, сплотить силы, чтобы противостоять опасности.
Это был трагический выбор...
Утром 13 мая 1933 года Николай Хвылевой собирает у себя на квартире ближайших друзей - Николая Кулиша, Олеся Досвитнего, Григория Эпика, Ивана Днепровского, Михаила Йогансена, угощает чаем, шутит, играет на гитаре, декламирует «Бесы» А. Пушкина. Через некоторое время выходит к своей рабочей комнаты. Раздается выстрел...
В апреле 1988 года КГБ УССР передал в институт литературы АН УССР копии двух предсмертных записок Николая Хвылевого, в них раскрывается суть этой трагедии. Волновой признается: «Ничего не понимаю», ибо гибель, уничтожение «самых сознательных коммунистов» осуществляется от имени и во имя тех идей, которые они отстаивали, в которые свято верили и во имя которых творили новую литературу и искусство. Вторая часть записки - это исповедь Волнового-человека, Хвылевого-жизнелюба, которому «страшно больно» оставлять этот «прекрасный солнечный день», жизни.
Но он не имеет выбора. Волновой хочет своей смертью спасти литературную генерацию. Он пытался спасти от нарастающих репрессий своих друзей и коллег, отвести от них подозрение.
Не случайно, наоборот - осознанно был выбран тринадцатое число для самоубийства. 13 декабря Николай Хвылевой родился. Он хотел и этим числом, которое в народе считается несчастливым, усилить символическое значение и трагическое звучание своего последнего в жизни поступка. Не случайно он собрал у себя друзей - они должны были засвидетельствовать продуманность, взвешенность этого шага, сохранить это трагическое событие в своей памяти поколений, прочитав его предсмертные записки и передать их тем, кто начал арестом Ялового «расстрел целой генерации».
|
|