Так суждено народу - жить, побеждая многочисленных врагов. Звенел меч
Ярослава Мудрого в битвах с печенегами, водил Игорь а войско половцев, разбил
Александр Невский псов-рыцарей немецких. Века татарской неволи виніч наш
народ, а затем пришли литовские князья... Киев 1056 года. Город темное и мрачное,
потому что людей запрещено даже свечи светить. Однако народ не смирился ни с тьмой,
ни с неволей, так что с огонька свечи разгорелось очаг народного
восстание.
В п’еси «Свіччине
свадьба» сквозным образом является образ света, но света не только физического, но
и духовного, потому что не может быть жизни настоящим при свечах, но в неволе. Темном
ремісницькому Подолью противопоставляется сверкающий огнями замок воеводы. На этом
противопоставлении и построено произведение: свет противопоставляется тьме, трудовое
Подолье - горе, на которой стоит замок воеводы.
Мужественного и откровенного оружейника Ивана Свечу возмущают княжеские умыслы,
кривда, и он поставил себе целью борьбу за похищенное воеводой свет, в
почему его поддержали киевляне. Для бедняков Иван Свеча решается пробраться
до замка и похитить грамоту, дарованную Киеву унязем Александром на право
света.
Юноша гордо отвергает предлагаемую воеводой соглашение: верни привилегия - будешь
жив, хоть и без света. Отвергает, потому что не только личным счастья живет человек, он
устремляется мыслью в будущее.
Мужественный и сильный Иван Свеча искренне любит прекрасную Меланку, но она не
такой удачи. Она готова прожить жизнь с милым в тихом уголке в темноте,
отговаривает его от борьбы за свет, боится его потерять. Однако для Ивана
свет - это не только освещение в доме, но и воля, светлую жизнь без
угнетателей.
Когда оружейника тащат на расправу, он обращается к друзьям: «Умоляю,
берегите мою единственную». В ответ прозвучала торжественная ему, как присяга, угроза
панству: «Погоди! Еще не кончилось Свіччине весілля!»
Автор убедительно показывает единодушие цеховиков под руководством Свечи. А
если народ встает на борьбу за свет, волю, он непременно победит. Побеждают
ремесленники, зажигают огни в честь свадьбы Свечи с Маланкой, и не обходится
без жертв: погибает Маланка, погибает Передерий.
Свече и его собратьям противопоставлены воевода, литовские рыцари. Который
же темный и зловещий их мир, пусть и озаренный множеством свечей. Жестокость,
деспотизм, пьяные пиры. Особой жестокостью и цинизмом разит поведение
Козски, который зпбороняє Меланці светить свечу, когда умирает ее
мать.
В «Свіччиному свадьбе» И. Кочерга обрисовал свободолюбивый народ, который
веками через кровавые битвы с поработителями трудно, но вепвнено идет к
свободы. Создание образа Меланки автор считает целью своей жизни, потому что в ней он
видит судьбу Украины, которая через несчастья и бури пронесла огонек свечи,
освещала путь к свободе. Если уж бороться, то до конца за свободу, за
свет:
К мести все! К свободе!
К борьбе!
В честь ее по всему
вон городу
Засветим свадебные мы
огне.
Какой великий и могучий наш
народ! Какая героическая история! И если мы станем носителями лучших его черт,
то преодолеем все трудности.