Мы вкупочці когда росли,
Маленькими себе любили,
А матери на нас смотрели
И говорили, что когда
Одружимо их.
Так писал Шевченко уже в ссылке в далеком, диком Косаралі, вспомнив из далекого детства свою
дружбу с ровесницей Оксаной. Мать поэта умерла, когда ему пошел десятый год, а она, как мы видим, была еще свидетелем начала дружбы сына с соседской дочерью Осиротевшее, "ободранная, чуть не голое", убогое дитя часто переживало тяжелые минуты: чувство бездомности, сиротства охватывало будущего великого поэта, и только встречи с любимой подругой были для него минутами утешения:
...бывало, счастливый,
Как увидит чудо - твою красоту.
И один из таких ярких моментов он однажды, как самое дорогое воспоминание, воспроизвел в своем стихотворении:
Мне тринадцатый проходило.
Я пас ягнята за селом
Светло и радостно было на душе у тринадцатилетнего пастушка, было любо, "как в Бога ":
Господне небо, и село,
Ягненок, кажется, веселилось!
И солнце грело, не ад!
И стоило только детской душе, зачарованной красотой Божьего мира, проникнуться осознанием сиротского уединения, и из нее исчезал радостное настроение: все "почернело", "помарніло":
Посмотрел я на ягнята -
Не мои ягнята!
Обернулся я на хаты -
Нет у меня дома!
Не дал мне Бог ничего!
И хлынули слезы,
Тяжелые слезы!
Но розрадниця была неподалеку и своими детскими, чистыми ласками заменила сироте материнские ласки:
...девушка
При самой дороге
Недалеко возле меня
Посконь выбирала,
И услышала, что я плачу
Пришла, поздравила,
Утирала мои слезы
И поцеловала...
И моментально вернулась к нему вся ясность и прелесть детской беззаботности:
Как будто солнце засияло,
Как будто все на свете стало
Мое... поля, рощи, сады'.
И мы, шутя, погнали
Чужие ягнята до воды
Но именно в ту счастливую пору, когда первые неясные порывы двух детских сердец стали набирать более серьезной формы, их разлучили: они
... малыми разошлись
Да уже и не сходились никогда.
Пятнадцатилетнего казачка Тараса повез с собой в чужие края помещик. Прошло несколько лет тяжелого, полного пренебрежения и несправедливостей жизни, сначала в барском прихожей, потом на чердаке - в подмастерьях у малярных дел мастера, - и произошло чудо: "ничтожный замарашка - по его собственным словам - на крыльях перелетел в волшебные залы Академии художеств и пользовался наставлениями и дружеским доверием самого выдающегося художника".
Но и в эту новую, казалось бы, счастливую пору, когда, по словам одного его друга, Шевченко, "познакомившись благодаря Брюллову с благородным петербургскими семьями, частенько стал ездить на вечера, он вошел в моду, его приглашали, как диковинку, он стал хорошо одеваться, в него вселился светский бес", - и в новом, уже не враждебном, а співчуваючому среде, в кругу блестящих друзей и в атмосфере различных столичных развлечений он не забыл ту, которая впервые заставила биться неясным трепетом его сиротское сердце. Создавая "Гайдамаков", он своему безрідному Яреме дал героиней девушку с тем самым волшебным именем, которое имела его ласковая красавица-подруга... И так же, как в Марьяне, в Яреминій Оксане он видел родной, не омраченный и после десятилетней разлуки образ. И это было так реально, так живо, что в его рассказ невольно врывались слова зависти в адрес счастливого героя: ведь Ярема -
... сирота богатый,
Потому что есть с кем заплакать,
есть с кем спеть:
Есть карии глаза - как звездочки, сияют,
Белые ручонки - млеют-обнимают,
Есть единое сердце, сердечко девичье,
Что плачет, смеется, и мре, и оживает.
И воспоминание о первых, незабываемое чувство вызывал невыносимую тоску по далеким и уже необратимым.
Таким и я когда-то был.
Прошло, девушки...
Обошлось, разошлись,
И следа не стало.
А каким смелым и красивым было это первая любовь! Мальчик-поэт, который еще крохой-ребенком ходил из дома искать столбы, подпирающие мир, украсил и свое детское увлечение так же яркой игрой фантазии: в те счастливые дни, когда подростки
Границы языка-разговоры
Целовались, обнимались
Со всей силы;
То плакали, то божились...
- он рассказывал своей Оксане о том, как "золото и судьбу добудет " и будет на Украине "господствовать, когда не погибнет", после того, как победит ее врагов.
И, вспоминая эти счастливые, далекие минуты, он "с немыми стенами, на чужбине" делился слезами по отобранной судьбы-девушке, с которой его когда-то разлучили: ее
Люди отобрали, потому что им было мало.
И все еще надеется:
Может, еще раз встретимся...
А может... не знаю.
Но в эту пору воспоминаний и еще не утраченных надежд, ему уже пошел 27-й год, и ровесницу его, видимо, давно уже по крестьянским обычаем отдали замуж. И, примирившись с этим не сразу и не легко усваиваемой мнением, он обращается к своей первой - "чужой чернобровой Оксаны" с призывом хоть вспомнить его, заброшенного на чужбину, хоть и в шутку вспомнить прошлое. А оно, это прошлое, вовсе не было шуткой. Будущий поэт уже любовался чудом-красотой" своей избранницы, а та с ним "улыбалась, плакала, сокрушалась", учила его песен и языки любви:
Глазами, душой, сердцем разговаривать.
И, как музу, просил он ее увенчать чело влюбленной Марьяны, героини задуманной им поэмы, символом первой любви - первоцветом весны, рястом. И молился за свою маленькую подругу. Он не знал, что с ней, какова ее судьба, но ему почему-то казалось, что его Оксана несчастная. Воспевая ее под именем Марианны, он хотел изобразить печальную историю разбитой любви. Богатый сотник, представлялось ему, забирает у него дорогую подругу. И устами старца-кобзаря он оплакивал ее горькую судьбу.
Прошло еще пять лет, а он, оказывается, не забывал Оксаны: подводя итоги пережитого, он вспоминал и те "добрые слезы", что ...
Оксану, моя зарю,
Мою добрую судьбу,
Что день божий умивали...
Но пришли-подкрались" "злобные лета": они высушили "чадом-дымом" эти добрые слезы, его муза покинула мотивы личного характера, и стал поэт певцом борьбы. И этот новый период в его творчестве наступил уже после того, как он узнал об ужасной судьбе своей милой красавицы Оксаны. Недобрые предчувствия его оправдались. После пятнадцати лет разлуки с родиной, уже не пастух, а известный художник и славный поэт, он посетил, наконец, свою родную Кирилловку. Все было, как прежде, на старом домашнем очаге. Возле родительских могил с наклонными дубовыми крестами, в мирном уюта тихого садика он спросил у брата о судьбе своей Оксаночки:
"Живая
Та Оксаночка?"- спрашиваю
У брата тихо я. "Какая?"
"Эта маленькая, кудрявая,
Что с нами играла когда-то ".
И услышал обычную, но страшную историю:
"Путешествовала
Та Оксаночка в поход
За москалями и пропала.
Вернулась, правда, через час,
И что с того. С байстрям вернулась.
Острижена... Было ночью
Сидит под забором, как кукушка,
И кукає; или кричит,
Или тихонечко поет
И будто косы расплетает.
А потом снова куда-то ушла,
Никто не знает, где делась,
Занапастилась, одуріла.
А что за девушка была,
Так что краля! и не убог,
И таланта Господь не дал... "
И впервые в душу великого поэта закралось сомнение во всемогуществе Промислителя.
С тех пор судьба каждой девочки-подростка особенно пугала его, и, видя какую-нибудь маленькую Мар'яночку, он желал этой нерозквітлій цветку лучше и не расцветать, а тихо завянуть, ибо ничто
Не заступит, не закроет
Неситії глаза.
Найдут злые и окрадуть...
И тебя, убогую,
Бросят в ад...
Такой неизгладимый след оставило в душе поэта его первая любовь.
И никогда не завянет в венке славы эта хрупкая цветок - несчастная кудрявая Оксаночка, - весенний хохлатка, primula veris большого и такого страждущего сердца!
Павел ЗАЙЦЕВ.