Одной из высокохудожественных жемчужин украинской литературы является
глибокопатріотична поэма И. Я. Франко «Моисей», в каждой строке которой - бедный
душа автора за мучительную судьбу Украины, его любовь, вера,
надежда.
Свою поэму Франко писал под влиянием библейской легенды о Моисее, которую он
стремился переосмыслить в аспекте проблемы освобождения трудового народа от гнета,
видя в образе израильтян своих соотечественников. Писатель хорошо знал
менталитет своего народа, его рабскую психологию и предполагал, катастрофы
ждут его на пути освобождения и создания своей государственности. Поэтому
самая первая его заповедь - быть единодушными в борьбе за государственность, верить в
реализацию своей мечты.
Эту мысль подтверждает и пролог к поэме, наполненный болезненной мыслью о
рабское состояние родного народа, который жжет душу поэта. И недаром этот край был
политый кровь’ю борцов, и
главной мыслью второй части пролога есть надежда и вера в будущее
Украины.
История украинской культуры богата на героев-рыцарей чести, патриотов,
пророков, которые могут возвысить и очистить души, воспламенившая их любовью к Украине.
Таким является Моисей, который в бурю под вой шакалов продирается сквозь заросли на
гору Нево, чтобы хоть краем глаза увидеть священную землю.
Посеянные зерна веры в свободу не умирают вместе с Моисеем: после его
смерти эстафету борьбы подхватили его ученики и достигли успехов. Впоследствии евреи
поняли, кого потеряли, поняли ошибку и вернули на путь свободы. Смерть
Моисея вернула народу идеал. Из толпы он становится народом, монолитом, которому
легко снести со своего пути тиранов и угнетателей. Обращаясь к библейской темы
о Моисее, И. Франко гениально предвидел и катаклизмы нашей
люда.
Несхожими выступает народ в начале и в конце поэмы. Автор выражает
мнение, что вожди приходят и уходят, а народ остается и идет в будущее.
В произведении преподносится идея безграничной преданности человека-руководителя своему народу.
Настоящим поводырем, по мнению И. Франко, тот, кто осознает интересы и
стремление людей, кто является их избранником и слугой.
В тяжелых условиях порабощения своего народа только Иван Франко мог так
доблестно отразить стремление нашего народа к национальной самостоятельности,
свободы. Великий Каменяр помогает осознать, что путь к независимости нашей
страны нелегкая, полная трудностей и даже жертв. Автор показывает и то, каким должен
быть вождь народа: непоколебимым, терпеливым, целеустремленным, неотступно идти к
цели, любить свой народ и иметь готовность отдать за него жизнь, как сделал ц
Моисей.
Все... он
отдал
Для друга
идеи,
И горел, и сиял, и
страдал,
И трудился для
нее...
Мы, украинцы, только строим свое государство, и нам нужен свой
Моисей. Верю, что скоро те времена наступят, и, как писал выдающийся поэт Павел
Тычина, «воздвигне Вкраина своего Моисея» и станет свободной, подлинно независимой
государством.