Киево-Печерский патерик - памятник киево-русской литературы XIII в., сборник рассказов о монахах и основания Киево-Печерской лавры. В основу К.-П.п. возложена переписка владимирского епископа Симона, который жаловался на обычаи Владимиро-Суздальского края, порывался до Киева и печерского монаха Поликарпа. Памятник имеет несколько редакций (Арсеньевский, Феодосіївська, две Касіянівські), впервые опубликована 1661 в типографии Киево-Печерской лавры. К.-П.п. вобрал опыт византийской агиографии, имел разделы из "Повести временных лет", касались Печерского монастыря, "Житие Антония Печерского", "Житие Феодосия Печерско-го", "Похвала Феодосию Печерскому" и др. В XVII в. появились новые версии К.-П.п., обозначены эстетикой барокко в редакции Сильвестра Косова (1635) и Иосифа Тризны (1647-56); здесь появились новые части: жития авторов памятника Нестора, Симона таПолікарпа, предисловия, эпиграммы и т.п., усилилась метафоризация языка. Агиографические разделы К.-П.п. вошли в "Четьи-Минеи" Димитра Туптало; к источникам К.-П.п. обращался Захария Копыстенский в "Палінодії, или Книге обороны католической святой апостольской всхідноїцеркви...", авторы Густинской летописи, "Синопсис", Лазарь Баранович, Иоанникий Галятовский, Антоний Радивиловский и др. Шевченко в повести "Близнецы" ("Близнецы") пересказывает содержание патерикового рассказа о Моисея Угрина и пленного юноши. Мотивы памятника отразились в романе Вал.Шевчука "На поле смиренном".
|
|