Сочинение
Улас Самчук
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ОБРАЗЕ МАРИИ (ПО РОМАНУ В. САМЧУКА «МАРИЯ»)
Имя одного из самых выдающихся украинских прозаиков Уласа Самчука (1905-1987) стало известно широкой читательской аудитории лишь в последние несколько лет. Причина такого длительного замалчивания - и в сложных перипетиях жизненного пути писателя, и в резком неприятии им советской действительности, и в идейно-тематическом содержании его произведений, правдиво воссоздают трагическую историю украинского народа, уничтожаемого сталинским режимом.
Улас Самчук родился в семье крестьянина в с. Дермань (ныне Ровенская область). Уже во время обучения в сельской школе и Кременецкой гимназии проявились незаурядные литературные способности парня. Высшее образование Самчук получил в Праге: в 1931 г. он закончил обучение в Украинском университете. С 194,1 до 1943 г. писатель жил в Украине, редактировал газету «Волынь», которая выходила в Ровно. Напрасными оказались надежды Самчука на то, что немецкий оккупационный режим будет лучше для Украины, чем режим большевистский. 1943 г. немцы арестовали его за освободительное взгляды, которые слишком отчетливо проступали в публикациях редактируемого им издания.
С 1947 г. Улас Самчук постоянно проживал в Торонто (Канада). Находясь в эмиграции, писатель всегда принимал активное участие в литературно-художественной жизни украинской диаспоры, чрезвычайно плодотворно работал в жанре романа. Прозаические произведения, написанные Самчуком, образуют грандиозное эпическое полотно, в котором отразились драматические события украинской истории XX века. Достижения писателя в литературе настолько значительные, что исследователи называют его «украинским Гомером XX века» (С. Пинчук).
Крупнейшее творческое достижение Уласа Самчука - роман «Волынь». Среди других известных его произведений - романы «Ост» (автор работал над ним около четырех десятков лет), «Чего не лечит огонь», «Мария», книги очерков «На белом коне», «На коне вороном».
Роман «Мария» является первым в украинской литературе художественным произведением о коллективизации и голодоморе 1933 г., который был написан того же страшного 1933 г..по горячим следам ужасной трагедии, которая постигла миллионы жителей Украины.
«Хроника одной жизни» - такой подзаголовок дал своему роману автор. В произведении писатель рассказывает о страдальческий жизненный путь простой украинской женщины с величественным красивым именем Мария. 71 год и 11 месяцев прожила она на свете. Посвященный «матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-1933 годах», роман начинается такими словами:
«Если не считать последних трех, то Мария встретила и провела двадцать шесть тысяч двести пятьдесят восемь дней. Столько раз сходило для нее солнце, столько раз переживала наслаждение бытия, столько раз видела или чувствовала небо, запах солнечного тепла и земли».
Автор последовательно и неспешно знакомит нас с жизнью своей главной героини. В 6 лет Мария стала сиротой, в девять - ее отдали в батраки. Страдая от холода и голода, от тяжелой работы, Мария мужественно преодолевает первые жизненные невзгоды, преодолевает страдания. Несмотря на нелегкие испытания, что с детства выпали на ее долю, она вырастает необыкновенно красивой, сильной и здоровой девушкой. Скромная, трудолюбивая, веселого нрава, Мария становится желанной невестой для многих сельских парней. Девушка влюбляется в красивого сильного парня Корнея, и они уже мечтают о будущей счастливой супружеской жизни. Но жестокая судьба надолго разлучает влюбленных: на семь лет забирают Корнея российского флота.
Верно ждала Мария своего любимого, но, так и не получив от возлюбленного за несколько долгих лет никаких вестей, она выходит замуж за хорошего хозяина, тихого, трудолюбивого парня Игната, который давно любит ее. И не сложилось с ним жизни, и после возвращения Корнея с царской службы женщина выходит замуж вторично, за того, кого любила по-настоящему. У Марии и Корнея родилось трое сыновей и дочь. По-разному сложились судьбы ее детей. Во время первой мировой войны потеряла мать старшего сына, совестливого и трудолюбивого Демка, «лучшего помощника в хозяйстве». Лаврентий, младший сын, на которого они возлагали большие надежды, был репрессирован как враг народа.
Средний сын Максим, ленивый и розбишакуватий парень, отказавшись Работать на земле, ищет себе легкого хлеба: «Отправился в город и там получил место лакея при дворянском клубе». Когда началась революция, он стал делить добытое кровавой трудом других добро: «Максим, что перед годом зо «всех фронтов» вернулся, что «страдал» и «рабочий класс кровь свою проливал», теперь доношував свою шкірятянку, иногда вынимал нагана, которым «расстреливал контрреволюцию», и делал из себя большое начальство». Через некоторое время после своего возвращения в село он выгоняет родителей из их дома и пирует там с себе подобными. Пирует даже тогда, когда все село умирает от голода. Ужасной была смерть этого бездушного урода: он гибнет от руки собственного отца, душа которого не выдержала надругательства над самым святым.
На глазах у дочери Надежды в мучениях умирает ее дитя. Родители надеются, что Надежда выживет, ведь тогда не исчезнет род Перепутьків. Но и этим надеждам не дано сбыться: от всего пережитого дочь сходит с ума...
Такой сюжет произведения, в центре которого - трогательный образ женщины-матери Марии, на плечи которой лег страшное бремя страданий и мук. Роман Уласа Самчука отмечается остротой проблематики, высоким уровнем художественного мастерства, глубоким проникновением в психологию героев. Значение произведения в украинской литературе не ограничивается только важности представленной информации. Как отмечает писатель С. Пинчук, «роман «Мария» ... написан по законам большого искусства, поэтому останется в литературе надолго еще и как большое художественное явление». Художественным достижением Самчука стал образ главной героини произведения, изображен с огромной симпатией и сочувствием.
Автор не случайно назвал свою героиню Марией. Ведь это благозвучное имя, такое распространенное в украинских селах, давно стало общечеловеческим символом всепобеждающей материнской любви, самопожертвования и страдания во имя счастья своих детей.
Про Марию, мать, что подарила человечеству Иисуса Христа, написано много. Композиторы и художники, поэты и прозаики разных эпох и стран на холсте и бумаге, в музыке и слове увековечили этот святой образ, воплотив в нем все лучшее, что присуще женщине, матери. Прекрасные поэмы о Божьей Матери написал Тарас Шевченко («Мария», «Неофиты»). Читая строки из его поэмы «Неофиты», будто видим Марию Уласа Самчука:
И расскажу я людям горе,
Как тая иметь реки, море
Слезы кровавой лила,
Так, как и ты.
Знакомясь с горькой судьбой Самчукової Марии, думаем и о библейскую Марию, и про миллионы матерей разных времен и народов, что, в муках рожая своих детей, становились свидетелями их страданий и смерти.
Главная героиня романа является олицетворением прекрасных черт, присущих женщине. Это чрезвычайно трудолюбивый человек, главной заботой которой в жизни есть мир и согласие в семье, счастья и здоровья ее детей. С утра до вечера хлопочет по хозяйству, неусыпно заботится о благосостоянии семьи. Жизнь постоянно испытывает ее на прочность. С самого детства, когда она осталась сиротой, и к старости горе и беда не покидают ее. И несчастная супружеская жизнь с Игнатом, и пренебрежение Корнея, который принес с флота грубость и брань, и смерть первого ребенка - сына Романа, и пожар в их дворе - все эти удары могли бы сломать и самого сильного человека. Но Мария все выдерживает. Невероятно терпеливая, она смиренно и с достоинством принимает все испытания, которые выпадают на ее долю.
По-христиански прощает она Игната, который под влиянием большой любви к ней, что в какой-то момент омрачилась дикой ревностью, злобой и ненавистью за свое искалеченное жизни, поджигает новый дом, оставив всю семью без крыши над головой. Перед смертью Он признается в совершенном преступлении, и Мария скажет: «Молчи. Знаю. Молчи!..»
Глубоко трагическая концовка произведения. После тридцати дней медленного умирания смерть приходит к Марии. И она встречает ее спокойно и смиренно, так, как прожил всю свою нелегкую жизнь:
«26258-й день... день последний, день конца. Тридцать дней гасла сама Мария - покинутая, одинокая. Заходяче солнце не забыло Марии, заглянул в нее и долго цілувало ее сухое желтое лицо. Открыла последний раз глаза и улыбнулась. И чем больше западало солнце, тем шире и шире открывались глаза. Медленно наступала ночь... Ночь вечности».
Мария умирает весной, когда «с поля дышит ветер и несет запахи влажной земли». Короткими выразительными штрихами указывает автор на время трагедии: «на Улице цветут са-ды, юг дышит пареным в цвету ветром и жаріє над суходолами и морями полный, тяжелый месяц». Весеннее буйство природы и смерть человека - это контрастное сопоставление символизирует неестественность голодомора в богатой процветающей Украине. И в нем - зародыш надежды на жизнь, что продолжается, на силу земли и народа, который уцелеет, должен уцелеть, несмотря ни на что.
Простой и величественный образ украинской Марии напоминает нам образ библейской Марии, которая стала воплощением доброты, милосердия и любви. И одновременно это женщина, у которой мы впинаємо всех многострадальных матерей Украины,
Она красива настоящей украинской красотой: «Выигрывают те чорнезні, те бездонные... Глянет - опалить... А щеки полные, округлые, с ямочками. Кудри черным пламенем горят. Картина - неугомонная, поющая картина». Романтично-мечтательная и нежная девушка, верная своей любви женщина, терпеливая ласковая мать и рачительная хозяйка - Мария всегда вызывает у нас симпатию.
Так же, как и тысячи других украинских женщин, она неусыпно работает, заботится о своей семье, бдительно оберегая семейный очаг от зла и опасностей. Настоящей украинской Хранительницей можно назвать Марию.
Обрисовав простую скромную женщину-крестьянку, Улас Самчук подносит ее образ до символа самой Украины, страждущей, довготерплячої, розіп'ятої ужасного 1933 г. на кресте голодомора.
|
|