Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иван Котляревский
«Энеида» И. П. Котляревского энциклопедия украиноведения

Иван Петрович Котляревский... Имя это вызывает у каждого из нас ряд ассоциаций: и бессмертный парень Эней, и бессмертная Наталья, и строки «Будешь, отче, господствовать...» поэта, который первым предсказал мировую славу Котляревского.

Творчество Котляревского является вершиной украинской литературы в шевченковской суток. В литературном наследии первым произведением по времени и по значению является поэма «Энеида», над которой автор работал много лет.

И хоть первоисточником поэмы был произведение Вергилия, все же в ее основе - современная жизнь, современная писателю действительность. Со страниц поэмы предстают перед нами не отвлеченные троянцы, а украинцы с их национальным характером и бытом.

Широко воспроизводя общественную жизнь на Украине во второй половине XVIII - начале XIX века, писатель обрисовал реальную картину переходової суток от старой гетманщины к новым формам жизни, когда усиливалось социальное угнетение и царизм пытался превратить Украину в провінціальну губернию России. Казаки превращались в крестьян помещичьих и казенных», в городах росла новая бюрократическая прослойка: «судці и стряпчі безалаберные, поверенные секретари».

«Энеиду» Котляревского справедливо называют энциклопедией украинского быта. Писатель, отойдя от античных традиций, показал украинцев в типичных обстоятельствах их жизни, заменив при этом римские имена на украинские. Вот один из эпизодов: Эней в аду встретил:

Панька, Терешка, Шелідюна,

Леська, Алешках и Сізьона,

Пархома, Іська и Феська,

Стецько, Онысько, Афанасия,

Свирида, Лазаря, Тараса...

Ни, как видим, античного имени. Так же в украинском стиле написаны портреты действующих лиц:

Сестру Дидона имела Анну,

Навсправжки девку хоть куда,

Проворну, чепурную и хорошую.

Приходила и ся сюда

В красной юпочці баєвій,

В запаске красивой фланелевой,

В стьожках, в бусах и в ковтах...

Немного меньше места уделено интерьеру. И все же автор приводит типичные описания домов казацкой старшины и господ. Царь Латин велел «клечання по двору сажать, обоев разных нанести и вибивать царськую дом», он советуется, как лучше убрать дом, «где как застилать одеялами и подбирать к цвету цвет».

Особенно подробно описываются напитки и еда, игры и танцы, песни и музыкальные произведения. В репертуаре троянцев песни запорожских казаков:

О Сагайдачном пели,

Небось пели и про Сечь,

Как в пикинеры набирали...

Широко воспроизведены в поэме обычаи и обряды украинского народа: посиделки, гадания, похороны, поминки и т.д.

Своеобразная и география «Энеиды». Котляревский вынужден был сохранять маршрут путешествия Энея за Вергилием, но в деталях не раз вспоминает украинские города и села: Полтаву, Опошню, Решетиловку, Келебереду. Царь Латин просит Турна отказаться от руки Лависі и найти себе барышню в другом поселении. И здесь он перечисляет целый ряд украинских сел, в которых живут барышни:

Или немного в мире барышень?

Ну взял бы Муньку или Прісю,

Шатнувсь то в этот, то в тот уголок,

В Ивашки, Дом Пушкарівну,

И в Будища, и в Горбановку,

Теперь девушек, хоть гать гати... Таким образом, использовав сюжет Вергілієвої поэмы, И. П. Котляревский дал ему новое наполнение, выворачивая наизнанку текст оригинала. Под его пером травестія Вергілієвої поэмы приобретает признаки нравоописного жанра: благодаря всесторонней украинизации латинского текста она продемонстрировала правоту картины украинской древности. Причем черты реалистичности в «Энеиде» обнаруживаются не только в этнографическом освещении народной жизни - отражении застывших и традиционных форм народного быта, а также быта украинской шляхты,- а в том, что, рисуя быт и нравы, автор раскрывает сословную и классовую структуру общества.

И. П. Котляревский в своем произведении превозносит патриотические подвиги народа, призывает личные интересы подчинить общественным:

Где обошьет добро в упадку.

Забудь отца, забудь и матку,

Лети повинность исправлять.

Преподнося лучшие национальные традиции, утвердившиеся историческим опытом народа, писатель призывает самоотверженно любить Отечество, напитаться живительным чувством служения ей:

Любовь к отчизне где героїть,

Там сила вражья не устоит.

Там грудь сильнее ед пушек.

Поэма приобрела характер общественного документа. Это своеобразная энциклопедия тогдашней украинской жизни.