Гротеск (фр. grotesque - причудливый, необычный, от итал. grotta - грот, пещера) - вид художественной образности, для которого характерны: 1) фантастическая основа, тяготение к особых, необычных, эксцентричных, искаженных форм (отсюда, связь Г. с карикатурой и отвратительным); 2) сочетание в одном предмете или явлении несовместимых, резко контрастных качеств (комического с трагическим, реального с фантастическим, возвышенно-поэтического с грубо натуралистическим), что ведет к абсурду, делает невозможной логическую интерпретацию гротескного образа; 3) отрицание устоявшихся художественных и литературных норм (отсюда связь Г. с пародией, травестією, бурлеском); 4) стилевая неоднородность (сочетание поэтического языка с вульгарной, высокого стиля с низким и т.п.). Г. открыто и сознательно создает особый - неестественный, причудливый, странный мир: именно таким показывает его читателю автор (в отличие от фантастического мира как условно-реального). Срок Г. происходит от найденных на рубеже XV-XVI вв. Рафаэлем Санти в римских подземных гротах причудливых настенных рисунков с сочетанием растительных и животных форм. Г. использовался еще в мифологии и античной литературе (Аристофан, Плавт).
На Г, основываются ренессансные произведения "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле и "Похвала глупости" Е.Роттердамського, просветительский произведение "Путешествия Гулливера" Дж.Свіфта, романтические произведения Э.-Т.-А.Гофмана ("Повелитель блох", "Крошка Цахес"). Очень распространенным Г. становится в XX в., особенно в произведениях модерного направления: восстанавливаются старые традиции Г., появляются его новые формы (Ф.Кафка, І.Еренбург, Б, В.маяковский, В.Гомбрович, С.Мрожек, Юрий Клен). Элементы Г. имеющиеся в сатирических произведениях Т.шевченко. Гротескными являются "Ботокуди" и "Доктор Боссервісер" И.франко, "Опыт коронации" К.москальца, "Московиада" Ю.Андруховича. Интересные примеры Г. наблюдаются в творчестве м. Бажана на рубеже 20-30-х ("Разговор сердец", "Гетто в Гума", "Слепцы" и др.), а также в поэме "Гофманова ночь":
Вот он сидит, этот куцый Мефистофель,
Недобрых учт мрачный бенкетар.
Ах, что ему жінчиних шлепанцев,
Врядовницьких чинов, и орденов, и распрей!
Глотает молча дым, вино скользкое и слюну,
Молчит, и смотрит, и гнет свою живу,
Заостренную, словно обнаженный нерв, бровь,
Как будто сласний кот тощую и похотливую спину.
Поэтому он - гигантский кот, подобострастно сладкий,
То же он - замученный воображением маньяк,
В группе розпутників, поэтов и кривляк
Сидит с лицом дьявола и девственницы.
Г. отличается и от аллегории, по которой строится рациональное иносказания.
|
|